|
Константин Маскаев
Взрослые мальчики не любят признавать, что играют в солдатиков. Возможно, поэтому мир военной миниатюры не столь заметен, как мир моделей, послуживших прототипами для этого, на первый взгляд, маленького, но на самом деле очень большого увлечения состоявшихся, зрелых мужчин. В этом увлекательном мире военная техника враждующих или союзнических войск может вполне по-соседски мирно уживаться и быть собрана на одном большом столе
Здесь не делятся на “свой-чужой”. Отдавая дань уважения истории, с одинаковым усердием сопровождают появление на свет миниатюрной копии и советского танка, и истребителя сил “Люфтваффе”, и австрийского кавалериста. Предметом для творчества становится и воспроизведение миниатюрных копий современной военной техники разных стран, “договоров” и “альянсов”. Подчас только здесь мирному городскому жителю можно вблизи рассмотреть сверхсовременный истребитель пятого поколения или тяжелый стратегический бомбардировщик.
Самое важное - сделать модель наиболее приближенной к прототипу и даже учесть все нюансы раскраски, в зависимости от той или иной военной кампании. Ведь тот же самый танк, используемый, например, в пустыне, по комплектации, окрасу и “тюнингу” существенно отличается от того, который идет в боевом порядке по заснеженному полю. И здесь особенно ценится, если автор самостоятельно берется усложнить “коробочную” модель и снабжает ее множеством мельчайших деталей, обвешивает миниатюрным инструментом, боеприпасами, емкостями с топливом и т.д. Над отдельными миниатюрами можно работать от нескольких месяцев до двух-трех лет.
А стоимость модели “играет” так, что может перевалить и за тысячу долларов - в зависимости от производителя комплектующих элементов, использованных красок, технологий и собственно таланта моделиста. Инструмент и приспособления для этого серьезного творчества - тоже своеобразная коллекция и весьма ценный набор. Причем он часто не ограничивается промышленными образцами, а содержит собственные разработки и даже достаточно сложные инженерные решения. Это, например, касается тех, кто выступает в жанре “модель в бутылке”.
Особое место в этой миниатюрной истории занимают персонажи: личный состав, который “идет в атаку”, “обслуживает”, “дежурит”, “ведет наблюдение”, словом, бок о бок “живет” и “взаимодействует” с этой боевой техникой. В стремлении добиться максимального сходства с прототипами прорисовываются все детали экипировки и обмундирования, знаки различия, нагрудные знаки. Даже эмоции на лицах воинов можно различить и распознать, при этом максимальный рост военнослужащих - 5 сантиметров.
Военно-историческая миниатюра - особый вид искусства. Его сложно отнести к привычным формам. Это и живопись, и графика, и декоративно-прикладное искусство. Говорят, что возникло оно не так давно - в XVII веке во Франции. Техника, оружие и солдаты тогда изготавливались не из пластика. Чаще из олова и даже из серебра. Те самые солдатики ныне нашли свое место в коллекциях Эрмитажа и Лувра. Но и тогда, и теперь - маленькая военная скульптура, всегда тщательно проработанная, исторически выверенная. Материал изучается по музеям, библиотекам, фотодокументам, воспоминаниям ветеранов.
В Алматы мастера военно-исторической миниатюры, по доброй традиции, собираются в Доме офицеров. Показывают друг другу новинки, неизменно дискутируют, горделиво демонстрируют плоды своих всенощных бдений. В этот раз привязали выставку-конкурс к старому доброму празднику всех мужчин - 23 февраля. Но прицелились, конечно, и на 65-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. То бишь сегодняшний парад миниатюрных войск - лишь репетиция перед празднованием 9 Мая, когда обещано показать и новые модели, и панорамы фрагментов боев.
Выставка военной миниатюры всегда интересна. А в год 65-й годовщины она особенно актуальна. Людям зрелым напоминает об одной из важнейших страниц истории ХХ века, а молодому поколению способна привить чувство патриотизма, заронить интерес к познанию военного дела и истории.
Фото автора |