Юлиана Жихорь
На днях правительство одобрило Генеральный план развития экономики страны на ближайшую пятилетку - Программу форсированного индустриально-инновационного развития. Если ПФИИР не постигнет участь его предшественников, то через несколько лет Казахстан избавится от сырьевой зависимости
С момента провозглашения президентом весной прошлого года курса на ускоренное (форсированное) посткризисное развитие в Казахстане начался массовый аудит всех доселе существовавших программ и планов по построению индустриального Казахстана. Оказалось, что все они были либо недействующими и существовали для, как говорится, красивого словца да для галочки, либо были малоэффективны. Для понимания последнего, кстати, совсем не обязательно было анализировать кучу бумажек - достаточно было взглянуть на соотношение в бюджете страны средств от нефтянки и от всего остального. Даже Национальный фонд, призванный научить экономику существовать на собственные ненефтяные доходы (особенно с момента начала функционирования его новой концепции - с лета 2007 года), не справился с этой своей ролью. Доходы от черного золота все равно текли в бюджет, правда, теперь уже окружным путем.
В общем, 12 лет существования Стратегии индустриально-инновационного развития и всех околостратегических и подстратегических программ и документов оказались неэффективными в период, когда необходимо наконец определиться с местом, кое Казахстан должен занимать в мировой экономической системе: что кроме нефти производить, куда и в каких объемах это все экспортировать. И, следовательно, где и что строить. Как признавались в прошлом году в Кабмине, ранее подобные исследования не проводились.
Теперь, как обещают, все изменится. Глава Министерства индустрии и торговли Асет Исекешев сообщил, что разработчики ПФИИР дотошно проанализировали казахстанские экономические реалии и выявили наиболее оптимальные технологии производства продукции, потенциальные рынки сбыта и уровень конкуренции. А также просчитали возможности участия малого и среднего бизнеса, необходимые инструменты и меры поддержки МСБ со стороны государства.
Исекешев сообщил, что реализация программы (в ее запланированном виде) увеличит к 2014 году объем ВВП на 50 процентов (к уровню 2008 года). Производительность труда также должна повыситься наполовину в обрабатывающем секторе и на 100 процентов - “в отдельных секторах экономики”. (Уточнять, в каких именно, министр не стал.)
Главной целью программы ставится и снижение сырьевой зависимости. Так, доля несырьевого экспорта должна составить не более 40 процентов. Параллельно работа будет направлена на снижение энергоемкости ВВП на 10 процентов от уровня 2008 года, а число инновационных предприятий должно составить не менее 10 процентов от всех действующих в стране.
Карим Масимов остался доволен представленным документом, назвав его “достаточно проработанным”.
Правда, сам бизнес, который должен быть главной движущей силой программы, считает, что правительство, нарисовав планы, что где строить, недостаточно продумало пути сбыта продукции. “Производить можно все, что угодно, построить любой завод, но потом куда девать продукцию, что с ней делать?” - недоумевал представитель бизнеса.
Вместо ответа премьер-министр заявил, что программу “нужно не только красиво написать, но и быстро привести в жизнь”. И отправил ПФИИР на подпись президенту.
Астана |