Алла Иванилова
Поспешность правительства при реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития удивляет многих. Однако некоторые склонны считать, что, несмотря на такое рвение, часть проектов все равно не впишется в график
“Практика последних лет показывает, что правительство очень часто формально подходит к реализации жизненно важных поручений главы государства”, - заявил недавно заместитель председателя общественной палаты при мажилисе парламента Максут Нарикбаев. В качестве аргумента он привел тот факт, что правительство обещало представить программу форсированного индустриально-инновационного развития в сентябре прошлого года с тем, чтобы с 2010 года начать по ней работать, однако она была внесена на рассмотрение сравнительно недавно. Учитывая данное обстоятельство, зампред общественной палаты сомневается в ее своевременной реализации. Кроме того, он отметил, что программа, по существу, является “набором проектов, которые были перенесены из других ранее принятых программ” и поэтому не может определять ключевые направления развития казахстанской экономики.
По мнению Нарикбаева, основное внимание следует уделить предприятиям, которые работают на основе системы стабильных производственных процессов. Именно они в свое время определяли производственную специализацию Казахстана.
Чтобы не повторить печальных историй других громких государственных программ, заместитель председателя общественной палаты при мажилисе считает необходимым жестко контролировать финансовую дисциплину. “К сожалению, ни один из разработчиков эффектных, но не эффективных программ не был привлечен к ответственности. А сейчас все списывается на последствия финансового кризиса”, - констатировал Максут Нарикбаев и подверг критике созданные институты развития, которые в погоне за прибылью размещали выделенные им средства на депозитах коммерческих банков. В качестве примера он привел сложившуюся ситуацию вокруг СПК. Не обделил вниманием и ФНБ “Самрук-Казына”, отметив, что его накопительные функции должны быть сведены к минимуму и обеспечена максимальная прозрачность расходования бюджетных средств.
Работа Нацфонда, по его мнению, также должна быть пересмотрена. Она должна предусматривать два режима: в условиях нормального развития экономики и в условиях кризиса. “Выделение средств Национального фонда должно основываться на сочетании принципов возвратности и безвозвратности, платности и бесплатного предоставления на решение отдельных проблем и финансирование отдельных проектов”, - считает Максут Нарикбаев. Согласно его теории, на платной и возвратной основе могут финансироваться отдельные проекты, предоставляться кредиты крупным компаниям и банкам для снижения внешней зависимости. На невозвратной и безвозмездной основе - инфраструктурные проекты, программы поддержки отдельных секторов экономики и предпринимательства: сельхозтоваропроизводителей, субъектов малого бизнеса, которые работают в реальном секторе экономики. На безвозвратной и безвозмездной основе следует финансировать и органы местного самоуправления, социальные проекты которых направлены на развитие человеческого капитала
Для эффективной реализации Стратегического плана-2020 и программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2014 года общественная палата при мажилисе парламента готова стать ретранслятором идей и инициатив общественности на законодательном уровне. “Каждый индустриальный проект, каждая инициатива, изложенная в Послании, должны находиться под пристальным вниманием и контролем “третьего сектора”, - считает вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко.
Астана |