|
Юлиана Жихорь
Как заставить бизнес реализовывать нужные государству проекты? Очень просто - надо создать выгодные бизнесу условия. Причем такие, на которые бы он “купился” даже в условиях глобальных проблем с ликвидностью. В Казахстане нашли способ - расширить сферу применения государственно-частного партнерства на всю социальную сферу
То, насколько стране не хватает детских садов, кажется, уже стало притчей во языцех - о дефиците говорили премьер и президент, вторили акимы. Но разговорами делу не поможешь - денег от них в местных бюджетах все равно не прибавится. Равно как не вырастет число тенге в республиканской казне от всех пафосных призывов сделать Казахстан страной-транзитером, построив автодорожный коридор Западный Китай - Западная Европа: на строительство нужны средства, с которыми, как уже было сказано, проблема.
Уже на начальном этапе проекта стало ясно - государство за свой счет проект не вытянет. Международные гранты и займы тоже не решат проблемы - их же потом отдавать придется. Выход был найден в привлечении бизнеса - он строит трассу, а затем компенсирует свои затраты, собирая плату за проезд по дороге. “При грамотном использовании механизмов ГЧП появляется реальная возможность снять нагрузку с бюджета, ускоренно модернизировать инфраструктуру, необходимую для диверсификации экономики”, - считает глава Казахстанского центра ГЧП Болат Смагулов. Однако, по его мнению, сегодня Казахстан нуждается в усовершенствовании механизмов государственно-частного партнерства для его более качественного использования. И для начала следует законодательно закрепить само понятие “государственно-частное партнерство”, поскольку сегодня под личину ГЧП загоняют все мало-мальски совместные “труды” государства и частника. “ГЧП отличается от иных форм партнерства государства и бизнеса. Это система взаимоотношений на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод, зафиксированных в соответствующих договорах”, - говорит Смагулов.
“Зачастую эффективность реализации проектов ГЧП зависит от качества проработки вопросов, связанных с идентификацией, распределением рисков и мерами по их снижению и предотвращению”, - поясняет главный эксперт по ГЧП в Казахстане. По сути, риски должны быть переданы стороне, более компетентной в управлении ими. Чем больше рисков передается частному сектору, тем больше будет стоимость проекта для государства и тем дольше срок заключаемых договоров ГЧП. Другим критерием участия частного сектора является распределение ответственности по таким функциям, как владение имуществом, эксплуатация, инвестиции и коммерческий риск между государственным и частным секторами.
При этом в соответствии с международной практикой существует целый ряд схем возврата инвестиций частного бизнеса. Это и, как уже говорилось, метод проектного финансирования, при котором источником возврата инвестиций служит будущий планируемый денежный поток этого проекта, и условия так называемой теневой концессии, когда контракты по государственным услугам и работам, финансируемые частным сектором, охватывают те же элементы, но оплачиваются не потребителем, а государством. При этом объекты договора могут находиться в частной собственности и не передаваться в собственность государства.
Например, строительство и дальнейшее функционирование детских садов. Здания детских садов могут находиться в частной собственности, а сами организации функционировать за счет государственного заказа. Правда, как констатируют международные эксперты, подобная форма партнерства зачастую обходится государству дороже, нежели другие виды контрактов. (Это похоже на банковский кредит: получив объект сразу, государство расплачивается с исполнителем на протяжении долгого времени, переплачивая в итоге достаточно внушительную сумму.)
Именно по такой схеме должна была в свое время реализовываться программа “100 школ, 100 больниц”, которую анонсировал президент страны в 2007 году. Для строительства объектов предполагалось совместное финансирование строительства со стороны государства (30 процентов) и частного сектора (70 процентов). Государство в течение определенного периода времени должно было возместить расходы частных партнеров. Но грянувший экономический кризис значительно сократил кредитные ресурсы для частного сектора. Кроме того, на тот момент еще не существовала и законодательная база для возможного применения ГЧП в социальной сфере. В итоге вся программа “100 школ, 100 больниц” была переведена на стопроцентно государственное финансирование.
Сейчас законодательная база претерпела значительные изменения. И, как считают в Казахстанском центре ГЧП, сегодня Казахстан, в принципе, готов реализовывать подобные проекты. Но не сразу, а руководствуясь принципом “от пилотного к массовому”, “от простого к сложному”. “Необходимо начинать от более простых схем с наименьшей степенью риска. А затем, развивая институциональную систему, в том числе совершенствуя законодательство и наращивая степень зрелости частного сектора, использовать ГЧП в других сферах, где требуются более сложные схемы согласования и финансирования, - считает Болат Смагулов. И добавляет: - Надо помнить, что реализация ГЧП требует стабильного законодательства толкования права. А нормативно-правовая база должна учитывать интересы получателей услуг и давать им возможность участвовать в юридических процедурах, защищающих их права и гарантирующих им доступ к принятию решений”.
В настоящее время разрабатывается Концепция развития государственно-частного партнерства в Казахстане на ближайшую пятилетку. И уже на основе этого документа будут модернизироваться институциональная и законодательные основы ГЧП. Как говорят разработчики, в ней будут отражены все моменты, необходимые для продвижения относительно новой для Казахстана системы инвестирования в проекты на муниципальном уровне, включая объекты социальной сферы и ЖКХ.
Астана |