ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Кредит для государства Исследования

Юлиана Жихорь
Как заставить бизнес реализовывать нужные государству проекты? Очень просто - надо создать выгодные бизнесу условия. Причем такие, на которые бы он “купился” даже в условиях глобальных проблем с ликвидностью. В Казахстане нашли способ - расширить сферу применения государственно-частного партнерства на всю социальную сферу

То, насколько стране не хватает детских садов, кажется, уже стало притчей во языцех - о дефиците говорили премьер и президент, вторили акимы. Но разговорами делу не поможешь - денег от них в местных бюджетах все равно не прибавится. Равно как не вырастет число тенге в республиканской казне от всех пафосных призывов сделать Казахстан страной-транзитером, построив автодорожный коридор Западный Китай - Западная Европа: на строительство нужны средства, с которыми, как уже было сказано, проблема.
Уже на начальном этапе проекта стало ясно - государство за свой счет проект не вытянет. Международные гранты и займы тоже не решат проблемы - их же потом отдавать придется. Выход был найден в привлечении бизнеса - он строит трассу, а затем компенсирует свои затраты, собирая плату за проезд по дороге. “При грамотном использовании механизмов ГЧП появляется реальная возможность снять нагрузку с бюджета, ускоренно модернизировать инфраструктуру, необходимую для диверсификации экономики”, - считает глава Казахстанского центра ГЧП Болат Смагулов. Однако, по его мнению, сегодня Казахстан нуждается в усовершенствовании механизмов государственно-частного партнерства для его более качественного использования. И для начала следует законодательно закрепить само понятие “государственно-частное партнерство”, поскольку сегодня под личину ГЧП загоняют все мало-мальски совместные “труды” государства и частника. “ГЧП отличается от иных форм партнерства государства и бизнеса. Это система взаимоотношений на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод, зафиксированных в соответствующих договорах”, - говорит Смагулов.
“Зачастую эффективность реализации проектов ГЧП зависит от качества проработки вопросов, связанных с идентификацией, распределением рисков и мерами по их снижению и предотвращению”, - поясняет главный эксперт по ГЧП в Казахстане. По сути, риски должны быть переданы стороне, более компетентной в управлении ими. Чем больше рисков передается частному сектору, тем больше будет стоимость проекта для государства и тем дольше срок заключаемых договоров ГЧП. Другим критерием участия частного сектора является распределение ответственности по таким функциям, как владение имуществом, эксплуатация, инвестиции и коммерческий риск между государственным и частным секторами.
alt
При этом в соответствии с международной практикой существует целый ряд схем возврата инвестиций частного бизнеса. Это и, как уже говорилось, метод проектного финансирования, при котором источником возврата инвестиций служит будущий планируемый денежный поток этого проекта, и условия так называемой теневой концессии, когда контракты по государственным услугам и работам, финансируемые частным сектором, охватывают те же элементы, но оплачиваются не потребителем, а государством. При этом объекты договора могут находиться в частной собственности и не передаваться в собственность государства.
Например, строительство и дальнейшее функционирование детских садов. Здания детских садов могут находиться в частной собственности, а сами организации функционировать за счет государственного заказа. Правда, как констатируют международные эксперты, подобная форма партнерства зачастую обходится государству дороже, нежели другие виды контрактов. (Это похоже на банковский кредит: получив объект сразу, государство расплачивается с исполнителем на протяжении долгого времени, переплачивая в итоге достаточно внушительную сумму.)
Именно по такой схеме должна была в свое время реализовываться программа “100 школ, 100 больниц”, которую анонсировал президент страны в 2007 году. Для строительства объектов предполагалось совместное финансирование строительства со стороны государства (30 процентов) и частного сектора (70 процентов). Государство в течение определенного периода времени должно было возместить расходы частных партнеров. Но грянувший экономический кризис значительно сократил кредитные ресурсы для частного сектора. Кроме того, на тот момент еще не существовала и законодательная база для возможного применения ГЧП в социальной сфере. В итоге вся программа “100 школ, 100 больниц” была переведена на стопроцентно государственное финансирование.
Сейчас законодательная база претерпела значительные изменения. И, как считают в Казахстанском центре ГЧП, сегодня Казахстан, в принципе, готов реализовывать подобные проекты. Но не сразу, а руководствуясь принципом “от пилотного к массовому”, “от простого к сложному”. “Необходимо начинать от более простых схем с наименьшей степенью риска. А затем, развивая институциональную систему, в том числе совершенствуя законодательство и наращивая степень зрелости частного сектора, использовать ГЧП в других сферах, где требуются более сложные схемы согласования и финансирования, - считает Болат Смагулов. И добавляет: - Надо помнить, что реализация ГЧП требует стабильного законодательства толкования права. А нормативно-правовая база должна учитывать интересы получателей услуг и давать им возможность участвовать в юридических процедурах, защищающих их права и гарантирующих им доступ к принятию решений”.
В настоящее время разрабатывается Концепция развития государственно-частного партнерства в Казахстане на ближайшую пятилетку. И уже на основе этого документа будут модернизироваться институциональная и законодательные основы ГЧП. Как говорят разработчики, в ней будут отражены все моменты, необходимые для продвижения относительно новой для Казахстана системы инвестирования в проекты на муниципальном уровне, включая объекты социальной сферы и ЖКХ.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение