|
Константин Маскаев
В минувшее воскресенье в Алматы на привычном месте - у ставки верховного атамана казачьих общественных организаций на улице Байтурсынова - в последний день Масленицы задорно провожали зиму. Обычно этот период выпадает в Алматы на уже более позднее время, на зеленую траву, когда де-факто зима и сама по себе давно отступила. Пожалуй, только в этом году проводы зимы очень соответствовали заявленному действу. Был и снег, и поднадоевший уже алматинцам затянувшийся морозный период, и что самое важное - всеобщее желание собравшихся поскорее расстаться с неожиданно холодной зимой и позвать долгожданную весеннюю оттепель. Наверное, именно в такие удивительные дни блины, соленые огурчики, маринованные опята, медок или кружочки копченого казы изумительно идут под совершенно особого вкуса водку или коньячок. А вокруг разливается подлинное веселье, гомон, звучат песни и проходят пляски. И, как в незабвенной песне, выходят на арену силачи, до одури жмут гири, перетягивают канат, прыгают по несколько человек через скакалки...
В этом году, следует отметить, проводы зимы и последний день Масленицы действительно оказались и, что называется, в тему, и очень разнообразными, щедро сдобренными игрищами на свежем воздухе. Были, конечно, и выступления народных коллективов, и пляски, и шутки. Но из “чистого” зрителя народ превратился в активного участника, чем остался очень и очень обрадован.
Но, как водится, Масленица приходится у православных на Прощеное воскресенье - последний день перед началом Великого поста, самого продолжительного и строгого. И я, пожалуй, не припомню другой какой-то год, когда на совершенно “мирскую” сцену в Масленицу выходил бы священник и проникновенно говорил о том самом особом периоде, в который теперь уже вошли православные христиане.
Это стало своеобразной проповедью. С той лишь разницей, что прозвучала она не под сводами храма, а под открытым небом. И на это время само собрание приобщилось особого смысла.
|
О Великом посте следует сказать особо, как об одном из главных периодов покаяния во всех христианских конфессиях. Он продолжается ровно сорок дней и завершается Пасхой - главным христианским праздником, знаменующим о Воскресении Христовом и жизни вечной. Собственно Великий пост можно назвать приготовлением к празднованию Пасхи. В этой логической связке есть и глубокий смысл. Увенчанный Воскресением Великий пост как бы показывает путь в Царствие небесное. Весь период Великого поста должен сопровождаться богослужениями, молитвами покаяния и воспоминаниями о крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа. Срок Великого поста олицетворяет те сорок дней, что провел Иисус Христос в пустыне, пребывая в посте и молитвах. Перед тем как отправиться “в народ” со своим великим учением, Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя и ушел в пустыню, чтобы в полном уединении и воздержании от пищи выдержать духовный поединок с дьяволом.
|
Соблюдением Великого (как, впрочем, и любого другого) поста христиане осознанно идут на обуздание собственных страстей, как бы стремятся получить власть над собой, отказываются от лишнего, наносного и посвящают это время молитве и духовному общению и покаянию.
Именно духовное воздержание и смирение, сознательный отказ от праздных мыслей и занятий так важны в пост. Воздержание же от многих видов пищи способствует соблюдению поста духовного, подкрепляет его.
Общая схема “кулинарного” аспекта Великого поста такова: с понедельника по пятницу - сухоядение один раз вечером; в субботу и воскресенье разрешается растительное масло, две трапезы в день; два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение (если только Благовещение не придется на Страстную - последнюю и самую строгую седмицу) разрешается рыба. В самом строгом варианте соблюдения поста на все время полностью запрещаются скоромные продукты, то есть имеющие животное происхождение: любое мясо и молочные продукты, яйца, кондитерские изделия и лакомства, алкогольные напитки и любой фаст-фуд.
Великий пост приходится на весну, поэтому основные продукты этого поста - соления и варения из овощей и фруктов, а также различные овощи: морковь, лук, капуста, свекла, зеленый горошек и другие бобовые, яблоки, апельсины, сухофрукты и орехи. Конечно же, и различные крупы. Набор продуктов довольно скромен. Но и из него можно приготовить множество разнообразных блюд.
|
Существуют до шести степеней строгости соблюдения Великого поста: от полного воздержания от пищи до различных ограничений. Например, кто-то может отказаться от мяса, но вкушать рыбу. Кто-то ограничится только горячей (вареной) пищей с растительным маслом. А кто-то будет вкушать сырую холодную пищу без масла, неподогретое питье (иногда это называют сухоядением).
Людям, страдающим какими-то заболеваниями, следует посоветоваться с врачом прежде, чем поститься. Хотя в то же время известно немало свидетельств, когда истинная вера и воздержание творили настоящие чудеса и позволяли избавиться от, казалось бы, неизлечимых болезней. Как говорится, по вере и воздается. Тем не менее необходимо осторожно относиться к совершению поста беременным и кормящим матерям. Безоговорочное послабление в пост дается малолетним детям, воинам, путешествующим и людям, занятым тяжелым физическим трудом на холоде.
Ни в пост, ни, впрочем, ни в какой другой день не следует сетовать на тяготы жизни. |