|
Фарида Галиева
В понедельник начнется широко анонсированный тур председателя ОБСЕ - министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева на Южный Кавказ, где в период с 15 по 18 февраля он посетит Баку, Ереван и Тбилиси. При этом не сообщается, заедет ли он в Степанакерт, что, кстати, было бы логично, ведь, в конечном счете, именно он является настоящей целью визита.
Напомним, полку миротворцев, пытающихся разрешить застарелый нагорно-карабахский конфликт, прибыло. К России, США, Великобритании, Франции и Германии - участникам так называемой Минской контактной группы ОБСЕ для урегулирования вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном - присоединился еще и Казахстан. В качестве председателя ОБСЕ, разумеется. Но чем он может посодействовать, да и может ли вообще быть какой-то исход у этого типично кавказского (а отчасти - и кафкианского) процесса?
Как известно, подготавливая встречу трех президентов - Армении, Азербайджана и России, которая состоялась 25 января в Сочи, сопредседатели Минской группы Юрий Мерзляков (РФ), Роберт Брадтке (США) и Бернар Фасье (Франция) нанесли визит в Астану, где пообщались с государственным секретарем - министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым. Темой, понятное дело, была нагорно-карабахская проблема, решение которой наша страна объявила приоритетом своего председательства в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тем более, что о визите Каната Саудабаева на Южный Кавказ уже тогда было известно. Вот соответствующим консультациям и даже “рекомендациям” (слова казахстанского чиновника) и была посвящена встреча в Астане. Что же это могут быть за “рекомендации” и чем вообще обусловлен казахстанский выбор?
Общение шло за закрытыми дверями, и по итогам разговора прессе, кроме общих фраз (как водится, впрочем), ничего не сказали. Известно, однако, что речь шла о внесении неких изменений в существующий план урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который общеизвестен как так называемые “Мадридские принципы”. Необходимость изменений вызвана тем, что нынешние предложения посредников - определение статуса края путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывод войск с контролируемых территорий и т.п. - вызывают возражения либо со стороны Армении, либо Азербайджана, а где и обоих участников конфликта.
Обновленный план (а именно - с учетом совместного заявления президентов России, США и Франции по нагорно-карабахскому конфликту на саммите G8 в июле прошлого года в Италии) как раз и должен сделать компромисс более достижимым. Роль же Казахстана - использовать для достижения цели дополнительные рычаги, если угодно, человеческий фактор. Во-первых, у Казахстана, по словам Каната Саудабаева, “сложилась определенная историческая общность со сторонами - участниками конфликта, есть знания истории вопроса и более глубинное понимание сегодняшнего состояния дел”. А во-вторых, нынешний председатель ОБСЕ обладает весьма надежным ресурсом - это высокое доверие и авторитет, которым пользуется президент Казахстана Нурсултан Назарбаев у народов стран, вовлеченных в конфликт.
Понятно, что участие (а тем более, успех) в непростой миротворческой миссии этот авторитет еще более укрепит. Как понятно и то, что “нагорно-карабахский приоритет” был Астаной заявлен в Вене не без предварительного согласования с Москвой... Но есть у этой благородной гуманитарной инициативы и еще один побочный (но весьма немаловажный) эффект: международное паблисити непосредственного фигуранта всех этих геополитических венских кружев - казахстанского госсекретаря и министра иностранных дел Каната Саудабаева. Ведь это именно он, а не кто-либо другой на прошлой неделе выступал в качестве председателя ОБСЕ (но и своеобразного полпреда Казахстана тоже) в Вашингтоне и Нью-Йорке. Да и официальную делегацию, что в середине января в Вене презентовала Казахстан как нового председателя ОБСЕ, возглавлял также он. Теперь вот отправляется на Кавказ, а затем, надо полагать, и в другие горячие дипломатические точки.
Столь масштабный промоушн, позволим себе предположить, способен вывести на принципиально новую орбиту перспективного казахстанского политика. Во всяком случае, не учитывать ту узнаваемость в мире (да и в стране), которую шеф казахстанского МИДа получит как председатель ОБСЕ, нельзя. Почему бы не помечтать - не сейчас, конечно, а в будущем - о должности... ну, например, руководителя какой-нибудь солидной международной организации. Скажем, ООН. Чем, в конце концов, мы хуже Ганы?!.
Впрочем, политические баллы на новом посту еще надо заработать. Что будет совсем непросто, учитывая сложную кавказскую специфику. Здешние вершины не раз оказывались непреодолимы и для более искушенных, чем Казахстан, геополитических горовосходителей (из числа которых, кстати, есть и нынешние посредники).
Хотя, возможно, помочь на этот раз добиться хоть какого-то прогресса в нескончаемом миротворческом процессе на Кавказе должен будет саммит ОБСЕ, который Казахстан призывает провести в этом году в Астане. Пока неизвестно, удастся ли стране заполучить этот форум. Но будет символично, если именно на саммите ОБСЕ будут приняты какие-то мудрые решения и чудодейственные документы, которые позволят обуздать, наконец, волну сепаратизма и межэтнических конфликтов. Волну, которую много лет назад (в 1990 году) пустил другой, Парижский саммит ОБСЕ, где была подписана Хартия для новой Европы и, таким образом, закреплен приоритет международного права над национальным. |