|
Алла Иванилова
У каждой страны есть свой узнаваемый символ, в основном это культурно-исторические памятники. В Китае - Великая китайская стена, в Египте - пирамиды, во Франции - Эйфелева башня, в США - Статуя свободы, в России - Кремль. В Казахстане пока такого символа нет. Кто-то считает, что им может стать Золотой человек, некоторые в его качестве видят Байтерек. Но в целом казахстанцы затрудняются ответить, что есть символ страны
Казахстан с каждым годом занимает все более прочные позиции на международной арене, поэтому вопрос о культурно-исторических памятниках, способных стать символом государства, более чем актуален. Как молодой член международного сообщества наша республика должна формировать о себе представление не только с политической и экономической, но и с культурно-духовной стороны. Особенно это важно с точки зрения перспектив развития в стране туристической отрасли.
Так вот, общественный фонд “ЦСПИ “Стратегия” провел социологический опрос, жителям республики был задан вопрос: какой культурно-исторический памятник можно назвать символом независимого Казахстана или он способен стать таким? В опросе приняли участие 1500 человек. Что интересно, около половины опрошенных (46 процентов) затруднились ответить на поставленный вопрос. Другая половина респондентов назвала более 60 различных культурных и исторических памятников, которые могли бы претендовать на звание символа.
Среди них четыре самых распространенных. Так, на первом месте расположилась историко-археологическая находка, являющаяся памятником сакской эпохи, - Золотой человек. 12 процентов участников опроса посчитали, что данный памятник достоин стать символом Казахстана. Следом идет монумент “Астана - Байтерек”. За него проголосовали 11 процентов. Третье место с показателем в 9 процентов занимает комплекс культурных и архитектурных произведений, посвященных великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. На последнем месте расположился мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестане, имеющий показатель в 4 процента.
Опрос выявил поколенческие различия. Как оказалось, молодежь в основном ратует за Золотого человека, тогда как старшее поколение чаще упоминает памятники Абаю. Различия во мнениях обусловлены и местом проживания респондентов. Так, варианты “Золотой человек” и “памятники Абаю Кунанбаеву” популярны больше в городах, тогда как “монумент Астана - Байтерек” в качестве государственного символа признают больше сельчане.
После открытия в октябре прошлого года “обновленного” монумента “Казак елi” многие заговорили о том, что именно этот памятник может стать казахстанским символом.
Споры-спорами, а бизнес, ориентированный на туриста, похоже уже сам ответил на вопрос: что есть символ Казахстана - на большинстве сувениров (магнитики, брелоки, статуэтки) преобладает Байтерек. Именно он украсил юбилейную тысячу тенге, выпущенную к началу председательствования Казахстана в ОБСЕ. А вот знаком председательствования нашей страны в европейской организации выбран элемент из государственного флага - солнце и беркут. Символом предстоящих VII зимних Азиатских игр в 2011 году выбран барс.
Как видно, в стране нет единого мнения - что может стать узнаваемым символом государства. Как говорится, при всем разнообразии.
Астана
Комментарий “НП”
Константин Маскаев
Тем не менее, на наш взгляд, символ у современного Казахстана есть. Это его столица - Астана. Этот город, как никакой другой символ, сумел сосредоточить в себе все многообразие культуры, достижений, связи поколений и перспектив.
В Астане, как в настоящем символе, сконцентрировалось вообще все то прогрессивное, целеполагающее, к чему в последнее десятилетие идет наша страна. Даже в том, как менялось отношение к этому городу, можно обнаружить отражение того, как менялось отношение к Казахстану в целом и к его потенциалам.
Но и в своем отечестве отношение к Астане сформировалось не сразу. Сегодня легко говорить что-то вроде: а я с самого начала верил в торжество идеи! Но еще пять-семь лет назад чиновники жили на два города и непременно кулуарно поругивали место новой столицы. И потребовалось немало усилий, настойчивости и даже проявления твердой воли президента, чтобы Астана засияла во всем своем сегодняшнем великолепии.
Что любопытно, предшественник Астаны - Целиноград - также был своего рода городом-космополитом, получившим расцвет, во-первых, по воле руководства страны, во-вторых, руками и усилиями представителей многих народов, которые принесли сюда частицу себя. И сегодняшняя Астана - это своего рода “Новый Вавилон”, построенный интернациональной командой настоящих профи, элитой современной архитектуры. Но не только в комплексе зданий и широких проспектах кроется достоинство этого города. Астана стала средоточием политической и деловой жизни не только страны, но и целого региона, именуемого Центральной Азией. Этот город превзошел иные столицы. Решения, принимаемые в Астане, подчас имеют международное значение.
Как у всякого детища, у этого символа современного Казахстана есть автор, зримое воплощение мечты которого олицетворяет и те успехи, которыми может гордиться страна и позавидуют иные соседи. Астана, точно так же, как и весь сегодняшний Казахстан, неразрывно связана с именем первого президента и опирается на его последовательную и взвешенную политику.
В мире можно найти совсем немного примеров, когда по воле главы государства столица строилась в совершенно новом месте. И хотя всякий такой прецедент вписан в историю, навскидку можно назвать лишь два-три таких города. В отношении Астаны такой проблемы не стоит. Столица современного Казахстана известна и уже прославлена на весь мир. Так что ее можно без преувеличения и ложных сомнений назвать символом Казахстана.
Даже удивительно, почему это очевидное обстоятельство укрылось от внимания социологов. |