|
Алла Иванилова
В республиканском бюджете на 2010-2012 годы на продолжение реализации пилотных проектов по программе “Нурлы кош” предусмотрено ежегодное финансирование в размере 33 миллиардов тенге. Правительство возлагает большие надежды на “переселенческую” программу. Однако спустя год после ее реализации стало понятно, что не так много оралманов желает вернуться в родные пенаты
Возвращение казахов на историческую родину началось в 1991 году. С этого периода и по 2008 год в Казахстан приехало более 706 тысяч оралманов. Пик пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыли 164 тысячи репатриантов. Поток мигрантов оказался настолько большим, что правительству пришлось принимать меры, чтобы уменьшить количество въезжающих, ограничивая квоты на въезд. Более половины прибывших оралманов - лица трудоспособного возраста, каждый пятый имеет среднее специальное образование. Свыше 80 процентов на сегодняшний день трудоустроены.
При возвращении на родину государство оказывает им необходимую социальную помощь. Каждой семье, в среднем состоящей из пяти человек, выделяется более 800 тысяч тенге. Сюда входят единовременное пособие, средства для приобретения жилья, возмещение расходов по проезду и провозу имущества.
По оценкам экспертов, сегодня за рубежом проживают от трех с половиной до четырех с половиной миллионов этнических казахов.
|
Кочевые резервации |
В настоящее время основной проблемой является не организация переезда, а социализация мигрантов. Репатрианты, прибывшие из дальнего зарубежья, сразу же сталкиваются с языковым барьером, проблемами обустройства и поиска работы. Значительная часть оралманов не в силах социализироваться самостоятельно, формируется в “общины”, которые до сих пор существуют в южных регионах страны. Увеличивается неконтролируемая внутренняя миграция, поскольку многие “возвращенцы” ведут полукочевой образ жизни.
Дабы систематизировать процесс “собирания соотечественников”, чиновники разработали программу “Нџрлы ћ?ш”, рассчитанную на 2009-2011 годы. За это время предстоит переселить в Казахстан более 60 тысяч семей, в том числе порядка 4,5 тысячи семей оралманов по пилотным проектам. Программа поможет вернуться не только этническим казахам, но и гражданам других национальностей, которые в свое время покинули страну.
Определены основные макрозоны расселения мигрантов: это так называемые северная, южная и центральная оси территориального развития. Участники проекта будут расселяться, во-первых, вокруг городов-лидеров и опорных городов, формируя современные агломерации - сети малых городов-спутников, во-вторых, в сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом развития. Потребность в трудовых ресурсах для реализации 30 прорывных проектов в городах-лидерах и опорных городах составляет 390 тысяч человек. Потенциальная емкость сельских населенных пунктов с высоким и средним уровнем развития составляет по северной оси территориального развития 342,2 тысячи человек, по южной - 898,6 тысячи, по центральной - 77,7 тысячи. Участники проекта и члены их семей, совместно переселяющиеся в зоны расселения, будут иметь право на получение социальной поддержки. Прежде всего это предоставление займа на покупку жилья.
На реализацию программы первоначально было предусмотрено 197 миллиардов 795 миллионов тенге. Из них из республиканского бюджета в прошлом году выделено 17 миллиардов 551 миллион тенге. В республиканском бюджете на 2010-2012 годы по программе “Нурлы кош” финансирование составит 33 миллиарда ежегодно.
Пока чиновники дают оптимистичные прогнозы, в регионах хватаются за головы. Не все прошлогодние средства были освоены. Так, по данным Счетного комитета, выделенные из республиканского бюджета 968,3 миллиона тенге СПК “Ертиc” на реализацию пилотного проекта в городе Курчатове Восточно-Казахстанской области для обеспечения жильем 200 семей в рамках программы “Нурлы кош” остались неосвоенными. Причина в том, что не нашлось желающих переселиться на постоянное место жительства в Курчатове из-за высокой стоимости нового жилья.
Некоторые противники программы “Нурлы кош” считают, что задумка властей разместить оралманов в создаваемых “резервациях” - неких городах-спутниках - не увенчается успехом. Ну кто захочет жить вблизи манящей своими огнями столицы и не поддастся искушению перебраться в центр? Сомнения вызывает и то, что в Казахстан поедут высококвалифицированные специалисты. Некоторые из них в свое время не пригодились там, где родились. Как известно, хорошие кадры ценятся везде. Скорее всего, на чужбине у них неплохая зарплата, квартира и вряд ли кто-то захочет срываться с места. В таком случае родина-мать должна предложить достойную зарплату. Хотя хочется верить, что не перевелись еще патриоты, желающие работать на благо родной страны.
Проблема “собирания соотечественников” не нова. В истории ХХ века можно найти множество примеров государственных программ подобной направленности. Самой известной является программа переселения евреев на историческую родину, которая успешно действует до сих пор. Эффективно реализует программу переселения своих соотечественников Германия. К сожалению, в России подобная программа не оправдала надежд чиновников и может считаться примером одного из самых неудачных вариантов решения государством задач переселения соотечественников. Насколько объявленная казахстанским правительством программа “великого переселения” будет успешнее, покажет время.
Астана |