|
Светлана Фельде
Нынешней зимой в Европе снегопады. Не обошли они стороной и Германию. Решившим путешествовать бюргерам в январе пришлось несладко - поезда во всех направлениях опаздывали на много часов. Или добираться до пункта назначения приходилось через тьмутаракань. Мне относительно повезло - мой поезд на Вену опоздал всего на сорок минут.
Тринадцать часов в дороге пролетели незаметно. Сначала я общалась с очаровательной парой - она француженка, он испанец, оба живут в Германии. Были в Париже, едут домой в Нюрнберг. Потом в купе поселился высокий и худой Генрих, он живет в австрийском городе Линце. Тут мне пришлось немного сложнее: австрийский немецкий - это вам не немецкий немецкий. Вообще-то официальный язык в Австрии - он самый, однако существующий специфический австрийский диалект настолько специфичен, что дорога назад в Германию стала для меня почти катастрофой - я не разобрала слов об объявлении изменения расписания и пропустила свой поезд. Пришлось добираться, что называется, на перекладных.
Но это было потом. Лучше - о Вене.
Там тоже стояли холода - как и в Германии. Что лично меня очень радовало. Ибо любой мороз во сто крат лучше надоедливого и бесконечного дождя.
Повезло - гостиничный номер оказался уже свободным, бросив саквояжи, я отправилась гулять по городу. Для начала решив перекусить
Касаемо гастрономии - характерной чертой являются заимствования из немецкой и итальянской кухонь. В Вене, как и во всей Австрии, чрезвычайно любят венский шницель (Wiener Schnitzel) - большой кусок телятины в панировке, не менее популярна и курица в панировке. Самый распространенный суп - бульон с фрикадельками из печени (Leberknoedel). Практически к любому блюду подается свежий салат. Ну а что касается кондитерских изделий, то тут австрийцы едва ли знают себе равных. Особенной популярностью у туристов пользуется знаменитый венский яблочный штрудель. Мои бывшие коллеги из Казахстана, с которыми мы отправились в одно из городских кафе, остались абсолютно довольны вкусом этого - да простят меня венцы - яблочного пирога.
Говорят, француз большую часть свободного от работы времени проводит в кафе - brasserie, немец - в пивной, грек - в таверне, а венец - в кофейне. Первая кофейня в Вене открылась вскоре после третьей (1683 год) столь же безуспешной, как и две предыдущие, осады Вены турками. Заведение находилось рядом с собором святого Стефана и называлось почему-то “Голубой бутылкой”.
Один предприимчивый венец забрал себе мешки с какими-то странными зернами - прочие победители приняли их за корм для лошадей... Вскоре стало решительно невозможно представить себе утреннюю Вену без запаха свежего кофе - в начале ХХ века в двухмиллионной Вене было более шестисот кофеен!
Именно Вена подарила человечеству рецепт кофе с громадной шапкой из сливок, посыпанной шоколадной стружкой. Одна из самых знаменитых венских кофеен находится за зданием оперы. По закону заведения, всякий, кто закажет его главный кулинарный шедевр - кофе по-кайзеровски, имеет право унести на память кружку.
Вена издавна считается столицей балов. Аромат шампанского и изысканных духов, дорогие вечерние туалеты дам, сияние огней, множество зеркал и, наконец, звуки вальса... Знаменитый бал в Венской опере по-прежнему остается одним из главных ежегодных светских событий мира. И не зря, видимо, временем проведения этого бала выбрано холодное время года. Ибо зимняя Вена завораживает.
|
На этом балконе в 1939 году Гитлер призывал Австрию присоединиться к Германии |
Стиль города витиеватый и пышный: белые лошади, танцующие под элегантную музыку; богатая драпировка памятника императрице Марии Терезе, припорошенная снегом; изобильные декорации, украшающие интерьер внешне строгих городских домов; позолоченная статуя Иоганна Штрауса; чувственная музыка Рихарда Штрауса; геометрическая мозаика орнаментальных полотен Густава Климта; медленная размеренная мелодия механических часов. Величественный, притягательный и волшебный город завораживает - это правда.
Бальный марафон открывается в канун Нового года балом в старинной резиденции Габсбургов - Императорском дворце Хофбург (Hofburg Palace), а заканчивается в Венской опере, под сияющими люстрами, среди зеркал, умножающих сотни танцующих пар до тысяч. Это настоящий сказочный бал, где вечернее платье - de rigueur (непременная принадлежность), а каждая дебютантка, как прима-балерина, носит на голове маленькую корону.
С января по февраль в Вене устраивается более 300 балов. Есть бал адвокатов, охотников, психиатров, официантов, горничных и пироженщиков. Есть бал сыщиков, бал бездомных и даже... анти-бал: этакий триумф дурного вкуса под девизом “Чем хуже - тем лучше!”. И, наконец, - Wallflower Ball (словом “wallflower” называют застенчивых девушек, которые весь вечер стоят у стены, наблюдая, как танцуют другие).
На этом балу вручают приз тому, кто придет в самом унылом костюме. Словом, в зимние месяцы Вену захлестывает настоящее танцевальное безумие. О чем явно свидетельствовали витрины магазинов - выбор бальных платьев просто неограниченный. Цены - разные. Можно за полтысячи евро нарядик приобрести, а можно и за несколько тысяч.
Да, по поводу Венской оперы. Заслуженная артистка Республики Казахстан, лауреат международных конкурсов, победительница многих фестивалей и конкурсов Алия Таныкпаева - прима-балерина Венской государственной оперы. Так уж странно распорядилась судьба.
Времени в Вене было у меня всего двадцать четыре часа, увидеть много, конечно, не удалось. Но о двух вещах хотелось еще сказать.
Первая - балкон. Резиденция Хофбург. Кроме великолепной архитектуры дворец поразил меня еще одной достопримечательностью: прямо над входом в национальную библиотеку - балкон. На нем в тридцать девятом году Гитлер призывал Австрию присоединиться к Германии.
Отношения фюрера с Австрией не сложились в юном возрасте - в 18 лет он отправился в Вену, чтобы поступить там в Академию изобразительных искусств в надежде стать великим художником. Поступал дважды - один раз не сдал экзамен, второй раз даже не был допущен к нему, и ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием почтовых карточек и рекламных объявлений. Ему посоветовали поступить в архитектурный институт, но для этого надо было иметь аттестат зрелости, которого у него не было.
И не сложились потом - Адольф Гитлер в течение 66 лет числился почетным жителем небольшого австрийского города Хаслах. Звание почетного горожанина лидеру нацистской Германии было присвоено в марте 1938 года, и лишь несколько лет назад городской совет решил лишить его этого знака признания заслуг. Мэр города Норберт Ляйтнер, член Социал-демократической партии, сообщил: “Это был всего лишь акт демократического очищения”. Предшественники Норберта Ляйтнера на посту мэра считали, что почетное звание Гитлера потеряло свою значимость сразу после смерти нацистского лидера, но когда мэр обнаружил, что оно все еще имеет юридическую силу, он начал действовать.
Второе - табличка. К автору прозрачных аккордов Антонио Вивальди можно относиться по-разному. Но - перефразируя мою любимую Фаину Раневскую - можно сказать, что за два с половиной столетия эта музыка заслужила право выбирать, кому нравиться, а кому нет.
В 1740 году - незадолго до смерти - Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Умер он в доме вдовы шорника по фамилии Валлер и похоронили его на кладбище для бедных у собора святого Стефана.
Как ни печально, Вена по-настоящему обласкала лишь Бетховена: ни Антонио Вивальди, ни Вольфганга Амадея Моцарта она не удостоила даже отдельной могилы. На месте кладбища, где был похоронен Вивальди, выстроили серое рядовое здание. Спасибо еще, что мемориальная доска висит: дескать, здесь был похоронен Вивальди, виртуозный скрипач и музыкант. Моцарт, представитель венской классической школы композиции, скрипач-виртуоз, органист, обладавший феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации, похоронен в Вене на кладбище святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.
Впрочем, не хочется заканчивать на грустной ноте.
Вена была прекрасна. Невзирая на мороз и пронизывающий ветер. Конечно, понятно, что весной или летом все это должно смотреться гораздо красивее - в зелени и цвету. Так что теперь мечтаю поехать туда еще как-нибудь, в более теплое время года.
Специально для “Нового поколения” из Вены |