Алла Иванилова
Животноводческая отрасль страны не готова к экспорту мяса за рубеж. Работа по строительству убойных пунктов в большинстве регионов ведется “спустя рукава”
Премьер-министр страны неоднократно говорил, что “животноводство и экспорт мяса - это ключевые вопросы нашей экспортной политики”. Вокруг нас есть свободные рынки, и республика могла бы их занять. Однако для того, чтобы поставлять мясо компаньонам по Таможенному союзу, России и Белоруссии, необходимо соответствовать определенным ветеринарным требованиям.
В настоящее время рынки северного соседа закрыты для нашего мяса по причине несоответствия продукции предъявляемым российскими службами требованиям. В частности, по качеству заготовки мяса. В Белоруссии положение лучше. Там сохранили систему убойных цехов, которая была в бывших совхозах.
В конце прошлого года Казахстан достиг договоренности с Россией о сертификации отечественной мясной продукции. Она будет проводиться совместными комиссиями.
Пока правительство прикидывает доход от экспорта мяса, в регионах не торопятся со строительством убойных пунктов, наличие которых так необходимо для иностранных покупателей. Норма об обязательствах местных исполнительных органов развивать сеть убойных пунктов существует в Законе “О ветеринарии” еще с 2006 года. Но почему-то постоянно игнорируется на местах. Чтобы поторопить акимов, в августе прошлого года были внесены поправки в законодательство, а в декабре Кабмин принял постановление о запрете подворного забоя скота, предназначенного для реализации. Таким образом, убой животных должен осуществляться только на мясоперерабатывающих предприятиях или в специальных пунктах. Репрессивные меры дали результаты. После запрета в строй введено было 190 убойных площадок и пунктов. Активно взялись за работу в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Костанайской областях. В остальных регионах акимы продолжают оставаться равнодушными к требованию правительства. Хуже всего обстоят дела в Карагандинской, Кызылординской, Актюбинской, Акмолинской и Алматинской областях.
В целом обеспеченность республики убойными пунктами на сегодняшний день составляет 33 процента. Учитывая, что с 1 июля Таможенный союз заработает во всю мощь, Министерство сельского хозяйства подписало с акимами соглашение. “До 1 июня в соответствии с соглашением из 2 548 сельских аульных округов обеспеченность составит где-то около 1600 убойных пунктов и убойных площадок. Это более 60 процентов”, - констатирует ответственный секретарь Минсельхоза Евгений Аман.
Чиновники считают, что не надо изобретать велосипед. Один из самых простых и эффективных способов - восстановить те убойные цеха, которые были в бывших колхозах. “Они есть, их просто нужно привести в порядок”, - отмечает Аман.
Правительство не намерено больше давать отсрочки. С 1 июня Комитет инспекции АПК начнет проверять предприятия на предмет выполнения санитарных норм. Тех, кто будет продолжать игнорировать, будут наказывать. “Чтобы пробить экспортные рынки, нам надо обязательно организовывать забой скота в специальных пунктах. Мы еще даем пять месяцев сроку, но дальше уже будет отступать некуда, потому что Таможенный союз уже вступил в действие и в Россию экспортировать мясо без выполнения этого условия не получится”, - отметил первый вице-премьер Умирзак Шукеев.
Астана
P.S.
Пока чиновники требуют от акимов неукоснительного соблюдения буквы закона, население задается вопросом - насколько подорожает мясо? Ведь соответствие ветеринарным нормам требует определенных затрат: забой в цехах мясокомбинатов и убойных пунктах будет осуществляться не бесплатно. Однако в Министерстве сельского хозяйства успокаивают: цены на мясо не поднимутся. “На себестоимость это ляжет, на реализационную цену - я бы не сказал”, - заметил ответственный секретарь ведомства Евгений Аман. В подтверждение своих слов он привел тот факт, что на сегодняшний день норма работает и всплеска цены не было. |