|
Менталитет надо чаще мыть
Хамы эволюционируют. Если раньше главную угрозу целомудренному советскому интеллигенту, который за словом лезет в карман (и ничегошеньки там не находит), представляли брутальные продавщицы в госгастрономах да бесноватые библиотекарши в библиотеках, то теперь матерными трелями и отборной литературной бранью дело не ограничивается.
Нашего брата теперь молча, без лишнего шума... вот то самое, что обещали давешние продавщицы. Только делают это не темпераментные, изголодавшиеся по мужскому плечу женщины, а обожравшиеся, все в стране уже прибравшие к своим липким рукам и потому вяло-ленивые государственные мужи
Земную жизнь пройдя до (хочется верить) половины, автор пришел к выводу, что разница между цивилизованным Западом и нами вовсе не в развитости гражданских институтов или, например, в производительности труда, а сводится, в основном, к одному.
К столь естественному в наших евразийских палестинах (и порой - даже бессознательному) хамству.
В самом деле, и там, и здесь политики лгут, а чиновники воруют. И там, и здесь люди друг дружку, скажем так, едят. Только у них все это делают с улыбкой, деликатно (как бы извиняясь перед бифштексом за свою плотоядную природу), и стараются не причинять лишние, ненужные неудобства, а у нас - еще и ножкой притопывают!
“Sorry!” - извиняются у них, нечаянно задев Вас в опере или омнибусе. “Excuse me!” - просят прощения за то, что вторглись в Ваш микрокосм, обратившись с вопросом. “Pardon me, sir!” - сокрушаются тому, что ответа Вы, увы, не знаете.
“Эй, ты, - ограничиваются у нас, - куда прешь?!”
“Мисс”, - волочатся у них за юной леди. “Миссис”, - напоминают даме, что их на самом деле трое. “Мэм”, - просто прибавляют они.
“Девушка”, - лаконично обращаются у нас к существу в служебном халате.
Вот такая сравнительная лингвистика.
Нет, наверное, нужды говорить, что местная эта наша простота (которая хуже нашего же местного воровства) - на самом деле речевое невежество (невеж и невежд), сиречь - бытовое хамство.
Оно было, оно осталось и, похоже, никогда не исчезнет. Такой, говорят, у нас народ. Простой. И такой у него, простите, менталитет.
Да и пес бы с ним, с народным этим менталитетом! Однако наряду с традиционной лексической безыскусностью стало у нас в последнее время распространяться хамство и совсем иного рода. Автор назвал бы его политическим.
Когда, например, на пути правительственного (а то и муниципального) кортежа специальные службы парализуют все движение, создавая чудовищные (не по масштабу - по сути) пробки. Или вдоль загородного шоссе разгоняют всех торговцев на протяжении десятков километров (!), выставляя вместо них живые изгороди из тысяч полицейских в парадных рубашках. (Автор, в частности, наблюдал подобный перфоманс минувшим летом на трассе Алматы - Капшагай.)
Зачем они это делают?! Почему такое нельзя представить, к примеру, на Даунинг-стрит и Уайтхолле, а у нас это в порядке вещей? Неужели ж боятся?! Без живых изгородей... Ведь вот в “Харродсе”, например, можно встретить любого члена английского правительства и британского парламента. Вы в наших магазинах (пусть самых элитных) встречали кого-нибудь, кроме Марченко?
“Что вы хотите, Казахстан - не Англия. Восточный менталитет”, - продолжают повторять, как мантру, патриотично настроенные аналитики. Да не менталитет это, а просто неуважение к людям! Хамство.
Менталитет надо чаще мыть.
Или вот на праздники решил автор этих строк вместе с семьей отдохнуть на горках в горах - покататься на лыжах, баллонах, санках. Благо, местоположение нашей южной столицы к тому располагает. Приезжаю на один из популярных высокогорных курортов (где недавно, к слову, проводился представительный международный саммит), а там отвечают: велено не пущать.
Что ж, говорю, опять?! . Медведев приезжает?
Зачем, отвечают, он в окружении простых россиян на своих, российских склонах катается.
А, ну раз так, думаю, то, конечно... И перемещаюсь в ущелье попроще, правда, зато и поближе к городу. Да вот беда: не один я такой умный был. И в итоге курорт тот с праздничным наплывом туристов ожидаемо не справился: не хватало ни санок, ни стоянок, персонал с клиентами едва не на кулачках сошелся, а на подъезде, на горном серпантине, еще и многокилометровая пробка сигналила, ничего ведать не ведая. И все это - 2 января. Здравствуй, Новый год!
...Я тот карнавал, конечно, уже забыл, но тут в редакцию факс занятный пришел - и напомнил. Пишут нам, значит, из оргкомитета зимних Азиатских игр 2011 года и напоминают, что завтра (30 января 2010 года, то есть) “Азиада-2011” перешагнет знаковый рубеж в 365 дней до начала первых в истории Казахстана зимних Азиатских игр”. В связи с чем просят “оказать содействие в пропаганде и в информационной поддержке главных зимних спортивных состязаний Азии”.
Вспомнил я тут свои “спортивные зимние трассы”, и такой меня взял лютый журналистский интерес!.. Как же, думаю, у нас “главное соревнование Азии” проводить будут, если обычное 2 января людям по-человечески провести не дали?! Тем более, что, судя по тому, какими темпами готовится инфраструктура к этому эпохальному событию, соревнования нас ждут серьезные, как выражаются спортивные комментаторы, “на выживание”. (Вот только не спортсменов - зрителей. Болельщиков, так сказать. Хорошее, кстати, слово, симптоматичное.)
Или опять, как во время эстафеты олимпийского пекинского огня, улицы от народа стерилизуете? Когда-то к приезду главы государства “потемкинские деревни” строили, а теперь и до “потемкинских городов” очередь дошла?
Пропаганда, значит... Ну не хамство ли?! |