|
Алан Байтенов, Константин Маскаев
Центр гидрометеорологического мониторинга (ЦГМ) бьет тревогу - состояние воздушного бассейна Алматы приблизилось к критической отметке. Виной тому, вопреки некогда навязанному и устоявшемуся мнению, отнюдь не только и не столько разросшийся автомобильный парк мегаполиса. Воздух в Алматы портят и многочисленные стационарные источники. Флагманами этого “грязного” дела выступают ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. По оценкам специалистов, вместе с частным сектором они выбрасывают в атмосферу до 40 000 тонн всевозможных неполезных веществ
Нельзя сказать, что городские власти вообще не озабочены экологической обстановкой в южной столице. В настоящее время действует Комплексная программа снижения загрязнения окружающей среды города Алматы, рассчитанная на 2009-2018 годы. Реализовать ее можно, если перевести потребителей с твердого и жидкого топлива на топливо голубое, как принято называть газ. Решено, например, газифицировать такие традиционно “чадящие” микрорайоны как “Коккайнар”, “Акбулак”, “Байбесик”, “Дархан”, “Улажан”, “Калкаман-1,-2,-3” и “Атырау-2”. Более того, согласно официальным сообщениям, в прошлом году на этот проект было выделено 68 миллионов тенге из 350 запланированных. А счастье газификации посетило только пару микрорайонов из приведенного списка. Дальнейшая судьба этого проекта, признаются в акимате, всецело зависит от бюджета - как оказалось, не только городского.
В то же время акимат города и ряд компаний, связанных со сбытом голубого топлива, подписывали соглашения по поводу перевода на газ транспорта Алматы. Несколько раз компании и акимат города подписывали специальные меморандумы о взаимопонимании. Последнее из четырех таких соглашений было заключено в ноябре прошлого года.
Согласно планам, в Алматы должны были установить сеть автогазонаполнительных компрессорных станций. Проект в первую очередь подводился под перевод на газ всего городского пассажирского и грузового транспорта. Попутно он способен уменьшить затраты на перевозки, ведь газ не только чище традиционных видов топлива, но и дешевле. Но, как мы теперь убеждаемся, проект перевода транспорта на альтернативный вид топлива, к сожалению, “задвинут” до лучших времен.
Это, собственно, неудивительно: перевод на газ всего муниципального транспорта - проект финансово-емкий и трудозатратный, предполагает целый комплекс инженерных решений. Это и развитая сеть заправочных станций, и парк переоборудованных для использования газового топлива машин. На профессиональное переоборудование одного автобуса требуется до 5 тысяч долларов.
Ежедневно на улицах Алматы перевозят пассажиров порядка 2000 автобусов. При этом приличная их часть принадлежит частным паркам и автоколоннам. Следовательно, помимо серьезного вкладывания средств необходимо также и административное волеизъявление. Как известно, до сегодняшнего дня ни одному градоначальнику этой программы в полном объеме реализовать не удалось.
Но, как было отмечено выше, автотранспорт создает лишь часть проблемы загрязнения воздушного бассейна Алматы. Сажа, копоть и вредные газы летят на наши головы из труб ТЭЦ. Эти станции до сих пор работают на традиционном топливе. А технологии получения тепла и энергии они унаследовали от прошлых столетий. Чаще всего сжигается мазут или уголь. Учитывая, что и в очистку выбросов наши энергетики не очень-то спешат вкладываться, понятно, откуда эти чудовищные тысячи тонн вредных веществ. Городской акимат вменяет в вину ТЭЦ-1 порядка 8 тысяч тонн в год, ТЭЦ-2 - 16 тысяч тонн вредных веществ. А разговоры в акимате о переводе этих ТЭЦ на газ звучат уже два года. Столько же теплится и надежда экологов.
Пока глобальная газификация пребывает в стадии радужной перспективы, город попытался улучшить картину с помощью установки на ТЭЦ специальных эмульгаторов - элементов очистки. Ожидалось, что количество вредных веществ в “выхлопе” теплоэлектроцентрали сократится на 70 процентов. На деле оказалось, что Алматы как производил порядка 230 тысяч тонн вредных веществ в год, так их и производит.
Спросите любого жителя районов частного сектора, какое топливо он предпочтет для отопления своего жилья. Вероятнее всего, услышите, что газ - это не просто благо, а осознанная необходимость. И дело даже не в заботе об экологии. Просто удобнее и дешевле. И о привычных хлопотах, которые знакомы по использованию твердого топлива, с переходом на газ можно забыть.
Но пока житель частного сектора переживает очередную зиму и думает только об одном: как обеспечить свое жилище стабильным бесперебойным отоплением. И в этом его понять несложно. Каждый добивается тепла так, как может. При этом уголь и мазут - далеко не исчерпывают списка возможных видов топлива. В дело идет все, что горит ярко и жарко: отработанное машинное масло, автомобильные покрышки, древесина. Кто-то в очередной раз “зимует”, а котловина, в которой расположился самый крупный город Казахстана, наполняется продуктами горения. При этом дышат все, без исключения. И так будет, пока газовые перспективы маячат в каком-то гипотетическом будущем. |