Жанар Карбаева
В Казахстане накоплено более 22 миллиардов тонн отходов. Основная их масса без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, 97 процентов которых не соответствуют требованиям экологического и санитарного законодательства. И лишь только менее пяти процентов твердых бытовых отходов подвергается утилизации или сжиганию. Такие цифры привел в ходе расширенного заседания коллегии глава Министерства охраны окружающей среды Нургали Ашимов
Ежегодно в стране образуется порядка 700 миллионов тонн промышленных отходов, из них токсичных - около 250 миллионов. Как считает глава правительства Карим Масимов: “Часть ресурсов “Дорожной карты”, не оттягивая в долгий ящик, уже в этом году нужно пустить на мусоропереработку по областям, в особенности в крупных городах”.
Не только мусор, но и экологические нарушители беспокоят чиновников Министерства охраны окружающей среды. В прошлом году сумма собранных экологических платежей и штрафов возросла до 97,4 миллиарда тенге, что на 30 процентов больше, чем в 2008 году. “210 материалов о приостановлении хозяйственной деятельности направлено в суд, 223 предприятиям из 1077 отказано в получении разрешения на эмиссии в окружающую среду”, - отметил глава ведомства МООС.
Собрать штрафы - полдела, необходимо разумно ими распорядиться. В настоящее время, по мнению лидера экологического союза Мэлса Елеусизова, деньги идут на финансирование далеких от экологии проектов. “Министерству нужны функции природоохранной прокуратуры, тогда будет эффект”, - считает эколог.
Принятие новых нормативных документов, ужесточивших требования при выдаче разрешений, усиление производственного экологического контроля и расширение судебной практики позволили выполнить целевые показатели, поставленные в стратегическом плане министерства. “В частности, выбросы в атмосферу снижены с 3,3 до 3 миллионов тонн, сбросы загрязненных вод сокращены с 2,9 до 2,85 миллиона тонн”, - сообщил Нургали Ашимов.
В прошлом году достигнуто значительное увеличение финансирования природоохранных мероприятий за счет собственных средств предприятий. Если в 2008 году на эти цели природопользователи потратили 123 миллиарда тенге, то в минувшем году уже 139 миллиардов. И это только по 43 крупным предприятиям, на долю которых приходится около 80 процентов всех эмиссий республики.
Вместе с тем отдельные компании не выполняют свои природоохранные мероприятия. ТОО “Казахойл Актобе” резко снизило их финансирование - с 5 до 1,7 миллиарда тенге. То же самое сделало АО СНПС “Актобемунайгаз”. Там сумма снизилась с 12,2 до 5,3 миллиарда тенге.
В текущем году министерство будет еще жестче следить за тем, как природопользователи реализуют природоохранные мероприятия. У тех, кто будет этим пренебрегать, отзовут разрешения на эмиссии в окружающую среду. В минувшем году были отозваны разрешения у АО “Троицкая ГРЭС” и Атырауского НПЗ.
Также будет ужесточен контроль за выполнением Экологического кодекса в части проведения государственной экологической экспертизы. В прошлом году данную норму нарушила Балхашская ТЭЦ, начавшая без соответствующей экспертизы строительство водовода. Оценка воздействия на окружающую среду этого проекта представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы только в декабре прошлого года и в настоящее время находится на рассмотрении. “Все энергетические предприятия должны внедрять наиболее доступные биотехнологии. Информация о них есть. Попытки использования старых технологий в Казахстане были, но мы ставим “шлагбаум”, - констатировал министр охраны окружающей среды.
“Шлагбаум” был поставлен перед радиолокационной станцией “Дарьял-У” близ Балхаша. В ноябре прошлого года министерство объявило чрезвычайную ситуацию в этом районе. Весной 2010 года начнется демонтаж аппарата и вывоз ядовитых конденсаторов. Согласно Международной конвенции по стойким органическим загрязнителям, каждая страна дает разрешение на провоз яда на своей территории. Сейчас получено разрешение Казахстана, Германии, России, Белоруссии и Польши. Подрядчик заказал вагоны и, по предоставленным МООС данным, вывоз конденсаторов обойдется в 2 миллиона евро.
В целом Карим Масимов остался доволен работой министерства: “Несмотря на экономические трудности, проблемы, которые были вызваны мировым финансовым кризисом, никакие отговорки не должны влиять на вопросы, связанные с охраной окружающей среды”. Также премьер отметил, что было выполнено и другое его поручение - докладчики выступили на трех языках: казахском, русском и английском.
Астана |