|
Ленинская смена
Людей посмотреть, себя показать - с такой примерно целью на прошлой неделе слетала в Вену казахстанская делегация. А именно - презентовать европейцам Казахстан как нового председателя ОБСЕ. В связи с чем натуры излишне впечатлительные могли подумать, что в нашей стране не исключены в недалеком будущем какие-то внутриполитические реформы - ну чтоб не скандализовать экзальтированных европейских наблюдателей. Двухпартийная система, там, независимая пресса и далее по списку.
Вообще-то, конечно, не исключены. И однако, как показывает практика, на постсоветском пространстве всерьез можно говорить лишь о двух политических моделях. Это демократия по-украински и демократия по-туркменски. Все остальные режимы - нехитрые комбинации из этих колоритных ингредиентов. Так что процесс нас ждет содержательный...
На этом, впрочем, тему особенностей национальной политики я закрываю и переключаюсь на политику вообще - в мировом, так сказать, разрезе. Не то что бы чурался скользких тем, а просто политика, ее цели и методы - они ведь наднациональны, космополитичны. Как, вообще - власть, деньги, криминал
|
При этом, оговорюсь сразу, я в политических партиях плохо разбираюсь. Чем отличаются либералы от демократов? - спросите, к примеру, вы меня. Полноте, отвечу я вам, пойдем лучше пива выпьем.
Знаю, что и те, и другие вроде бы за мир, а в детали вдаваться избегаю.
Да и развелось их теперь. Левые, правые, коммунисты, националисты, реформаторы, консерваторы... Я вам скажу, в чем дело. В связи с НТР у людей стало слишком много свободного времени, вот и тянет на поприща.
Раньше такого не было. Все были при деле, а немногий досуг коротали в занятиях скромных и достойных. Буржуи в клубах пили херес и играли в бридж, помещики рысачили, пролетариат мастерил, крестьянство браконьерствовало. Буколический тринадцатый год. Старое доброе время первоначального накопления капитала.
Слов нет, прежде тоже не обходилось без политических движений: где Бастилию снести, где конституцию принять, то, се... Но то были дела понятные, полезные, нужные: сегодня не сделаешь - завтра все равно придется. Теперь же народ как прорвало: демонстрации, митинги, сидячие забастовки и бродячие марши... Политика стала заботой всех и каждого. Редкое застолье обходится без разговоров о политике, в общественных местах от доморощенных политиков не продохнуть. Каждый алкаш имеет харизматического лидера, под которым себя чистит, а не имеет, так и не чистит, лежит себе свиньей под забором.
И во всем виноват, как водится, дедушка Ленин. Он обещал создать партию нового типа - и таки создал! Ведь как до него выглядела политическая партия? Придут, значит, утром спозаранку тори в английский парламент - парики взъерошенные, челом помятые, а один из них и говорит: жду, дескать, джентльмены, на пятичасовой чай. Потом примут наскоро закон, сыграют с вигами партию в крикет или в лаун-теннис, а полпятого как штык соберутся в фамильном замке, как назюзюкаются португальским вином и побредут в ночное, распевая “habeas corpus”, шукать крестьянских девок. То есть агитация велась дедовскими способами и только в ближайшей деревушке.
А что сделал Ленин? Ленин первым делом навел железную дисциплину и порядок, наладил “общак” и создал партийную бюрократию. Затем заставил рабочих читать Маркса по два часа в день - так появились рядовые партийцы. Из числа последних заслал агитаторов в деревню - и вот вам, пожалуйста, сочувствующее крестьянство. Он до того взвинтил народ и политизировал общество и был настолько популярным, что даже урки и те, прежде чем грабануть кого, говорили: “О, Ленин пошел!” - и пока прохожий растерянно озирался - хлоп - и кошелька как не бывало. Он был башковитый, наш Владимир Ильич.
Сегодня его идеи, конечно, поустарели, но вот система, им созданная и позволяющая охватить массы, взята на вооружение передовыми демократическими силами во всем мире. Современный многоуровневый политический маркетинг на футбольных стадионах цивилизованного Запада предполагает и грандиозные предвыборные экстраваганцы, и девушек с вениками, и раздачу слонов.
У нас же, на одной шестой (на постсоветском пространстве, на территории бывшей Российской империи, вообще, в этом евразийском каганате со многими названиями) после некоторого перерыва - и вовсе бум партийного строительства. Даже, если угодно - эдакая партийная реконкиста, когда чиновники (к слову, стихийные социал-бюрократы), соскучившиеся за 90-е по атмосфере пленумов ЦК КПСС, с особенным энтузиазмом воскрешают идею о руководящей роли партии в обществе.
Политика, как опухоль, с каждой новой эпохой все сильнее проникает в нашу общественную жизнь, подменяет подлинную гражданскую самодеятельность. И боюсь, все это - еще цветочки (Ягода - впереди).
Уверен, будущее не за левыми, не за правыми и даже не за центром. Политика всегда была шоу, а свершившаяся повсеместно психоделическая революция еще усилила это ее качество. Будущее за самыми отрывными.
Правители строят свою власть на особенностях коллективного поведения людей, проще - на свойствах толпы, выражаемых лаконичной формулой - “хлеба и зрелищ”. А теперь им в подмогу еще и галлюциногены, которые сами по себе одновременно и выпивка, и закуска, и интересное кино. И подмогой этой они рано или поздно воспользуются. Не пройдет и двунадесяти лет, как в президенты будут избирать из групп риска, причем предвыборные теледебаты сведутся к конкурсу, кто лучше станцует рэп (со слоганом: “Пусть продолжается шорох!”). Нормальные люди вынуждены будут эмигрировать в отсталые страны и издавать журнал “Вестник гетеросексуалиста”. Главной темой изобразительного искусства станут фекалии, а наш век будут вспоминать как “золотой”, потому что тогда художники, хоть и коряво, но еще могли рисовать людей.
Политика - грязная штука. Потому всем честным гражданам предлагаю вступить в партию любителей пива. Будем готовить сусло для духовного диссидентства. |