ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Отсебятина Наталии Цой Исследования

Путевка в жизнь
О том, с какими проблемами трудоустройства приходится сталкиваться выпускникам вузов, известно не понаслышке. Современный работодатель стремится взять на работу сотрудника с опытом работы, а не новоиспеченного специалиста, пусть и с красным дипломом в кармане

alt
На рынке труда вообще сложилась парадоксальная ситуация. Большинство руководителей как коммерческих, так и государственных структур ищут уже “готовых” работников, способных немедленно приступить к выполнению своих обязанностей. На деле же получается, что молодые специалисты сразу после окончания вуза или колледжа не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний для того, чтобы сразу приступить к работе.
Дело в том, что методики, которые практикует большинство вузов, и реальные потребности рынка труда не совпадают. Причина этому - отсутствие связи по обмену информацией между вузами и компаниями. Вуз самостоятельно формирует свои методические материалы, по которым в дальнейшем ведется обучение студентов тех или иных специальностей, не опираясь на реальные потребности работодателей. И поэтому зачастую после окончания вузов многим работодателям приходится переучивать выпускников.
В нынешней ситуации не лишним будет вспомнить о временах, не так далеко ушедших. Еще в 1991 году существовала система распределения молодых специалистов. К сожалению, повторить этот опыт сейчас вряд ли получится. Ведь распределение выпускников было частью плановой экономики с точным расчетом, когда развитие региона способствовало наличию и перспективам возникновения рабочих мест, на которые могли рассчитывать выпускники. Тогда вузы выступали инструментом подготовки людских ресурсов.
Сегодня же высшие учебные заведения выступают в роли продавца образовательных услуг. Не больше. И получается, что вся ответственность за “купленный товар” лежит на покупателе - студенте. Но почему-то никто не задумывается, что далеко не каждый абитуриент, покупая будущее образование, задумывается о том, куда он пойдет работать с новеньким дипломом.
По самым скромным подсчетам, около трети выпускников вузов оказываются не удел. На помощь государства в трудоустройстве могут рассчитывать только будущие педагоги. В управлении образования г. Алматы нам пояснили, что существуют договоры с несколькими вузами, выпускники которых приходят к ним по направлению. Исходя из наличия вакансий их и направляют в школы. В прошлом году были трудоустроены 347 выпускников.
Но здесь есть и обратная сторона. Вчерашние студенты выходят на работу и после первой зарплаты уходят. Остаются только те, кто по-настоящему любит детей и свою профессию, но таких единицы.
“Технари” же могут рассчитывать только на свои силы или на зыбкую помощь родного университета. В принципе, существуют некоторые договорные отношения между вузами и работодателями. Но понятно, что взять они могут только единицы, лучших. А основной массе выпускников, видимо, придется подключать “связи”, если таковые имеются.
Конечно, государство не может обязать взять на работу выпускника вуза. Но, может, пора возродить институт молодого специалиста, когда в первые три года работодатель не платил налоги за принятого на работу сотрудника без стажа и опыта работы? Практика, которая в прошлом приносила свои хорошие плоды, может и сегодня оказаться реальным выходом для всех.
Еще одним шагом может стать организация при университете различных центров, которые помогут приобрести навыки самостоятельного трудоустройства. В развитых странах активно практикуется работа Службы планирования карьеры (СПК), которая и занимается обучением “карьерному образованию”. В Великобритании и в США подобные службы существуют при университетах уже более сотни лет. В рамках такого обучения студенты должны научиться искать подходящую вакансию, проводить предварительную беседу по телефону и как итог - проходить интервью с работодателем.
В продолжение разговора о западном опыте хочется обратить внимание и на такой вариант, как временное трудоустройство. Что это дает? В первую очередь, облегчение поиска работы сразу после окончания вуза. Ведь, работая временно, студент получает строчки в своем резюме, которые станут дополнительным привлекательным плюсом для работодателя, ему гораздо интереснее взять сотрудника с определенными навыками. Таким образом, студент уже получает возможность повысить свою конкурентоспособность и свою стоимость на рынке труда.
Но в данном случае у проблемы трудоустройства выпускников есть вторая сторона медали - это высокие требования новоиспеченных специалистов, вышедших из стен престижных вузов. Дело в том, что во время учебы многие из них усвоили одну истину - каждая компания мечтает заполучить “кимэповца, мабовца или болашаковца”, предложить достойную зарплату, отдельные привилегии и загранпоездки. В реальной же жизни все оказывается не так радужно. Заработок в 500 долларов США, невысокая должность и тяжелый ежедневный труд не привлекают молодых людей, которые настроились на быстрый, легкий подъем по карьерной лестнице.
В принципе, можно понять тех, кто получил свою профессию в самых престижных университетских стенах и отдал за это десятки тысяч условных единиц. Ведь если за рубежом выпускники, устраиваясь на работу, знают, что за ближайшие два-три года они “отобьют” затраченную на учебу сумму, то в нашей стране речь об этом вообще не идет. Как раз тут и происходит конфликт между ожиданием и реальностью. Требуя наличие диплома о высшем образовании, работодатель не может предложить ничего стоящего взамен. Мало того, он еще и подвергает сомнению качество знаний, которые и в самом деле нельзя назвать совершенными.
Так, может, пора, наконец, прочно объединить образовательные программы и практику? И тогда фраза “дипломированный специалист” будет означать, что из стен вуза вышел действительно профессионал своего дела.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение