|
Путевка в жизнь
О том, с какими проблемами трудоустройства приходится сталкиваться выпускникам вузов, известно не понаслышке. Современный работодатель стремится взять на работу сотрудника с опытом работы, а не новоиспеченного специалиста, пусть и с красным дипломом в кармане
На рынке труда вообще сложилась парадоксальная ситуация. Большинство руководителей как коммерческих, так и государственных структур ищут уже “готовых” работников, способных немедленно приступить к выполнению своих обязанностей. На деле же получается, что молодые специалисты сразу после окончания вуза или колледжа не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний для того, чтобы сразу приступить к работе.
Дело в том, что методики, которые практикует большинство вузов, и реальные потребности рынка труда не совпадают. Причина этому - отсутствие связи по обмену информацией между вузами и компаниями. Вуз самостоятельно формирует свои методические материалы, по которым в дальнейшем ведется обучение студентов тех или иных специальностей, не опираясь на реальные потребности работодателей. И поэтому зачастую после окончания вузов многим работодателям приходится переучивать выпускников.
В нынешней ситуации не лишним будет вспомнить о временах, не так далеко ушедших. Еще в 1991 году существовала система распределения молодых специалистов. К сожалению, повторить этот опыт сейчас вряд ли получится. Ведь распределение выпускников было частью плановой экономики с точным расчетом, когда развитие региона способствовало наличию и перспективам возникновения рабочих мест, на которые могли рассчитывать выпускники. Тогда вузы выступали инструментом подготовки людских ресурсов.
Сегодня же высшие учебные заведения выступают в роли продавца образовательных услуг. Не больше. И получается, что вся ответственность за “купленный товар” лежит на покупателе - студенте. Но почему-то никто не задумывается, что далеко не каждый абитуриент, покупая будущее образование, задумывается о том, куда он пойдет работать с новеньким дипломом.
По самым скромным подсчетам, около трети выпускников вузов оказываются не удел. На помощь государства в трудоустройстве могут рассчитывать только будущие педагоги. В управлении образования г. Алматы нам пояснили, что существуют договоры с несколькими вузами, выпускники которых приходят к ним по направлению. Исходя из наличия вакансий их и направляют в школы. В прошлом году были трудоустроены 347 выпускников.
Но здесь есть и обратная сторона. Вчерашние студенты выходят на работу и после первой зарплаты уходят. Остаются только те, кто по-настоящему любит детей и свою профессию, но таких единицы.
“Технари” же могут рассчитывать только на свои силы или на зыбкую помощь родного университета. В принципе, существуют некоторые договорные отношения между вузами и работодателями. Но понятно, что взять они могут только единицы, лучших. А основной массе выпускников, видимо, придется подключать “связи”, если таковые имеются.
Конечно, государство не может обязать взять на работу выпускника вуза. Но, может, пора возродить институт молодого специалиста, когда в первые три года работодатель не платил налоги за принятого на работу сотрудника без стажа и опыта работы? Практика, которая в прошлом приносила свои хорошие плоды, может и сегодня оказаться реальным выходом для всех.
Еще одним шагом может стать организация при университете различных центров, которые помогут приобрести навыки самостоятельного трудоустройства. В развитых странах активно практикуется работа Службы планирования карьеры (СПК), которая и занимается обучением “карьерному образованию”. В Великобритании и в США подобные службы существуют при университетах уже более сотни лет. В рамках такого обучения студенты должны научиться искать подходящую вакансию, проводить предварительную беседу по телефону и как итог - проходить интервью с работодателем.
В продолжение разговора о западном опыте хочется обратить внимание и на такой вариант, как временное трудоустройство. Что это дает? В первую очередь, облегчение поиска работы сразу после окончания вуза. Ведь, работая временно, студент получает строчки в своем резюме, которые станут дополнительным привлекательным плюсом для работодателя, ему гораздо интереснее взять сотрудника с определенными навыками. Таким образом, студент уже получает возможность повысить свою конкурентоспособность и свою стоимость на рынке труда.
Но в данном случае у проблемы трудоустройства выпускников есть вторая сторона медали - это высокие требования новоиспеченных специалистов, вышедших из стен престижных вузов. Дело в том, что во время учебы многие из них усвоили одну истину - каждая компания мечтает заполучить “кимэповца, мабовца или болашаковца”, предложить достойную зарплату, отдельные привилегии и загранпоездки. В реальной же жизни все оказывается не так радужно. Заработок в 500 долларов США, невысокая должность и тяжелый ежедневный труд не привлекают молодых людей, которые настроились на быстрый, легкий подъем по карьерной лестнице.
В принципе, можно понять тех, кто получил свою профессию в самых престижных университетских стенах и отдал за это десятки тысяч условных единиц. Ведь если за рубежом выпускники, устраиваясь на работу, знают, что за ближайшие два-три года они “отобьют” затраченную на учебу сумму, то в нашей стране речь об этом вообще не идет. Как раз тут и происходит конфликт между ожиданием и реальностью. Требуя наличие диплома о высшем образовании, работодатель не может предложить ничего стоящего взамен. Мало того, он еще и подвергает сомнению качество знаний, которые и в самом деле нельзя назвать совершенными.
Так, может, пора, наконец, прочно объединить образовательные программы и практику? И тогда фраза “дипломированный специалист” будет означать, что из стен вуза вышел действительно профессионал своего дела. |