|
Андрей Степанов
Вне зависимости от доходов финансисты советуют при планировании собственного бюджета его пятую часть откладывать про запас или инвестировать. Наполеон Хилл - автор финансовой “азбуки” для всех, мирового бестселлера “Думай и богатей” - сделал свой расклад семейного бюджета, советуя тратить на повседневную жизнь не более половины регулярного дохода, на развлечения и отдых, на образование и собственное развитие, на страхование - по 10 процентов. А на инвестиции и накопления - не менее 20 процентов. Автор многих книг и принципа “ты то, что ты думаешь” сумел не только стать успешным человеком, но и научил быть успешными других. Его просветительский опыт ценен и тем, что подтверждает правило: всему, в том числе управлению личными финансами, можно и нужно учить население. И чем проще, доступней, наглядней эти уроки, тем выше результативность
Нельзя сказать, что правило откладывать про запас не было свойственно нашим людям. Однако в силу того, что рынок для частных инвестиций у нас пока еще строится, говорить о массовом характере и ярко выраженных предпочтениях, за исключением депозитов в банках второго уровня, не приходится. Сегодняшний объем депозитов населения в банках второго уровня составляет 1,8 триллиона тенге. Опыт же использования других финансовых инструментов не столь успешен. Хотя население имеет свободные сбережения и при наличии достойного предложения и уверенности в финансовых институтах было бы готово их инвестировать в более надежные и доходные инструменты.
Пример привел в одном из своих интервью председатель Нацбанка Григорий Марченко. Отвечая на вопрос о домашних накоплениях населения, он отметил, что “в предыдущие периоды наибольшие коэффициенты возврата купюр в Нацбанк складывались по банкнотам мелких и средних номиналов тенге, а до 30 процентов выпущенных в обращение банкнот крупных номиналов оставалось на руках. Теперь же наибольший коэффициент возврата зафиксирован по банкноте номиналом 10 000 тенге”. Большая часть тенговых сбережений, считает глава Нацбанка, была переведена в наличную иностранную валюту и привлечена банками в долларовые депозиты. То есть люди начинают интересоваться финансовыми инструментами, отдавая им предпочтение в сравнении с домашними накоплениями.
Смену настроений показывает и исследование, проведенное по заказу АРД РФЦА в рамках государственной программы повышения финансовой грамотности населения. Его результаты свидетельствуют: держать наличные тенге дома становится неактуальным. Во-первых, фактор экономический: люди не хотят обесценивания хранящихся дома средств. И катализатором смены приоритетов стал, как это ни парадоксально, финансовый кризис. Во-вторых, налицо рост финансовой грамотности людей, которые хотели бы стать участниками финансового рынка и зарабатывать на нем, имея доход, который финансисты называют инвестиционным. Но при этом есть факторы - и это не отсутствие знаний, которые этот процесс тормозят.
|
Держать наличные дома не актуально |
В ходе исследования было опрошено 2000 человек - о финансовых инструментах и институтах и 1000 - на предмет уровня финансовых знаний. К обследуемым финансовым инструментам были отнесены: паи ПИФов, пенсионные вклады, страхование, кредиты, депозиты, ценные бумаги.
- Согласно результатам исследования, около двух третей респондентов - 62,5 процента - имеет опыт использования финансовых инструментов, - комментирует итоги опроса директор департамента регистрации АРД РФЦА Даурен Турысбеков. - Чуть более 44 процентов в настоящее время являются получателями каких-либо финансовых услуг. Если говорить о доверии к финансовым институтам, лишь половина респондентов доверяет пенсионным фондам (53,3 процента), менее трети - коммерческим банкам и страховым организациям (30 и 26 процентов соответственно). Наиболее низок уровень доверия респондентов по отношению к деятельности фондовой биржи и паевых инвестиционных фондов (менее 10 процентов). Наибольший интерес к финансовым институтам и инструментам проявляют люди в возрасте 18-24 лет и респонденты с доходом свыше 90 000 тенге в месяц на всех членов семьи.
Низкий интерес и уровень доверия к инструменту коллективного инвестирования (ПИФ) можно объяснить законодательными нормами, запрещающими массовое рекламирование паевых инвестиционных фондов, и, вероятно, часто используемым, но ничем не обоснованным сравнением их с “пирамидами”. Оно возникает в связи с диапазоном доходности ПИФов - от нуля до максимума.
Не менее интересны и результаты исследования относительно того, как происходит материализация знаний. По-настоящему пробным камнем стал выпуск двух- и трехлетних государственных ценных бумаг для физических лиц (МАОКАМ) Министерства финансов. Но это произошло уже по завершении исследования. МАОКАМ, скорее всего, будут служить своего рода “меченым атомом” для аналитиков уже при следующем исследовании. Правда, при выпуске ГЦБ так же, как и при выпуске иных бумаг, ориентированных на население, фактором, снижающим интерес к ним, могут стать их собственные названия. Сложная аббревиатура, понятная и привычная для профессионалов рынка, - все-таки плохой агитатор для населения. Такие тонкости хорошо понимали строители “пирамид”, поэтому к названиям своих компаний и своих бумаг они подходили более “творчески”. И, как ни парадоксально, это срабатывало: они раскручивали свои аферы, больший упор делая на эмоциональные составляющие, с большей результативностью, нежели государство, предлагая сверхнадежные инструменты.
Тем не менее, исследование опровергло стереотип о зачаточном уровне финансовой грамотности населения. Стоит также обратить внимание на такую выявленную исследованием диспропорцию: знания и доверие. За последние годы произошло смещение акцентов, которое и зафиксировало исследование: грамотность, интерес повысились, но важной установкой, препятствующей развитию финансовой активности населения, является недоверие населения к финансовым институтам. Безусловно, свою роль в этом сыграли финансовый кризис с корпоративными скандалами, неспособностью финансовых институтов (крупнейших международных брендов) в полной мере отвечать по своим обязательствам, финансовые “пирамиды”, которые стали столь изощренными, что даже регуляторы их не распознают. Да и казахстанская история реструктуризации двух крупных банков, непростые отношения со страховыми компаниями, когда речь заходит о выплатах страховых сумм, также не прибавляют доверия получателей услуг.
Симптоматичен и еще один вывод исследования: чем выше доход респондента, тем выше показатель его финансовой грамотности. Наиболее перспективной целевой аудиторией финансовых продуктов является население с доходом свыше 70 000 тенге в месяц. А появление привычки ведения “домашней бухгалтерии” активизирует в 1,5 раза использование финансовых инструментов, вызывает интерес к повышению образования и активизирует имеющиеся знания.
Вот таковы лишь некоторые резюме масштабного исследования. Безусловно, по мере того как финансовые рынки будут входить в “свои берега”, картина финансовых предпочтений будет меняться. Факт, и бесспорный, заключается в том, что люди изживают прежние стереотипы и как потенциальные пользователи услуг готовы рассматривать предложения и продукты. Другое дело, готовы ли сами финансовые институты к приходу нового клиента... |