|
Юлиана Жихорь
Казахстану предрекают большое экономическое будущее. Если, конечно, частный бизнес не откажется исполнять госпланы. О путях достижения консенсуса на днях рассуждали в Астане на экономическом форуме
“ЭКСПЕРТ-100-Казахстан”
Экономический кризис существенно подкосил экономику Казахстана. Снижение темпов роста мировой экономики, угасание активности сырьевых рынков и уменьшение покупательной способности населения вынудили казахстанские компании уменьшать производственные мощности. Однако все это, по мнению экспертов, собравшихся в Астане, уже почти в прошлом. Теперь казахстанский бизнес ждет период расцвета. И все благодаря “отзывчивости” правительства.
Генеральный директор медиа-холдинга “Эксперт” Валерий Фадеев, открывая форум “ЭКСПЕРТ-100-Казахстан”, заметил, что Казахстан показал отличные результаты в борьбе с мировым экономическим злом и стал неким эталоном антикризисных мер для постсоветского пространства. “Когда здесь вы решали уже серьезные вопросы преодоления кризиса, “разруливания” его, принятия каких-то неотложных мер, многие в России еще наивно полагали в прошлом году, что все пронесет. Еще летом раздавались какие-то удивительные тезисы об острове стабильности, о тихой гавани. Никакой тихой гавани, конечно, не оказалось, и проблемы на самом деле сходные в экономике Казахстана и России”, - заметил Фадеев. И заявил, что схожесть проблем по причине схожести экономик Казахстана и России очевидна, поскольку и та и другая ориентированы на сырье.
Хотя, по его словам, сырьевая зависимость в нынешний кризис стала спасением для экономик двух стран: “Мой друг академик Виктор Ивантер как-то заметил: представьте, что в России мы бы торговали не нефтью и газом, а автомобилями. Автомобильный рынок рухнул наполовину. И если бы мы торговали автомобилями, половина экономики России давно бы стояла. А спрос на сырье остается более стабильным. Цены меняются, да, но спрос остается стабильным. Я-то не считаю, что сырьевая направленность - это большой порок”.
Казахстан не стал спорить. Вместо этого он презентовал свои планы диверсификации экономики, направленные как раз на отход от сырьевой зависимости. Глава Мининдустрии Асет Исекешев подробно рассказал о стратегии форсированного индустриально-инновационного развития, главная цель которого - достижение баланса интересов государства и бизнеса. “Мы здесь действуем по принципу: “пять пальцев, сжатые в кулак”, - заявил он. - Мы сейчас анализируем разные политики, есть и положительный, и отрицательный эффекты. Но теперь максимально политика правительства будет концентрироваться на достижении определенных целей”.
Кстати, о целях. Председатель совета директоров компании Resmi Group Кайрат Мажибаев считает, что в последние годы правительство делает “реальные шаги в диалоге с бизнесом”. “Уже нет одноразовости и кампанейщины в этом диалоге, появляется почва, как минимум, для репутационной ответственности как государственных менеджеров по выработке и реализации этих программ, так и менеджеров частных компаний по реализации и эффективности конкретных инвестиционных проектов”. И на этой позитивной ноте “в следующие несколько лет правительству страны и бизнес-сообществу проделать большую, а самое главное - продуктивную работу, чтобы в 2014 году нам можно было гордиться вот именно казахстанским содержанием в этих топ-100 казахстанских компаниях”.
|
Форум экспертов |
В качестве примера продуктивности можно было бы привести компанию GSM-Казахстан/Kcell, которая без господдержки в период кризиса продолжала работу над “покрытием” связью сельских районов страны. “Цифровое неравенство оказывает очень негативное влияние на конкурентоспособность экономики”, - открыл глаза Кабмину главный коммерческий директор компании Нурлан Саргаскаев. И сказал, что если захотеть, то Казахстан может не только ликвидировать это неравенство, но и войти в число наиболее развитых в части телекоммуникаций стран, в том числе и быть на уровне Японии.
Но, заметил он, для этого мало желания одного бизнеса - требуется волевое решение государства: “У нас GSM появился с пятилетним опозданием. Сейчас мы выразили свою обеспокоенность, что и связь 3-го поколения - 3G тоже вводится с опозданием”. Он напомнил, что совсем недавно Россия заявила о планах введения связи 4-го поколения. (В третьем поколении 3G скорость передачи данных от 70 мегабит в секунду, в 4-м - скорость передачи данных уже от 100 мегабит в секунду.)
“Мы должны тоже идти в фарватере последних технологий и давать все-все преимущества для нашего сегмента, для нашего бизнеса. И это, я уверен, обеспечит дополнительную поддержку нашей конкурентоспособности”, - заявил Саргаскаев. В общем, компании готовы работать хоть на опережение. Если бы правительство проявляло такую же прыть и более оперативно решало вопросы “ликвидации палок из колес”. Например, в части телекоммуникаций заранее выделяло частоты под будущее развитие.
Но, по мнению Кайрата Мажибаева, для большинства компаний требуются совсем иные задачи. По его словам, бизнесу необходимы новые, более реалистичные критерии оценки, по которым бы оценивался уровень развития и состояния компаний не по принципу: “нарисовать цифры, чтобы соответствовать предъявляемым критериям и ожиданиям”. “Нам представляется, что сейчас нужно делать фокус на эффективности, высочайшей эффективности, и целью бизнес-сообщества, прежде всего, самих бизнесменов, это достижение тех параметров эффективности, которые были бы, как минимум, на уровне среднеотраслевых по миру”, - убежден Мажибаев.
Глава Ассоциации застройщиков Айдын Рахимбаев полностью поддержал эту идею. Заметив, что сейчас как раз самое время, поскольку в кризис “бизнес задумался больше не о размерах бизнеса, а о его эффективности”. И печально заметил, что в строительном секторе компании выжили исключительно благодаря помощи государства. Например, возглавляемая Рахимбаевым BI-group два года назад возводила 80 процентов собственных проектов компании, то сейчас 70 процентов - государственный заказ.
“Понятно, что этот рост есть во всех странах, даже в самых либеральных, - опешил Валерий Фадеев. - Но когда в строительной компании 70 процентов - это госзаказ, то, мне кажется, возможно, это тупиковый путь. И ясно, что в рыночной экономике не может присутствие государства доходить до 70 процентов”.
“Ну а кто определил - пятьдесят на пятьдесят, семьдесят на тридцать? - моментально отреагировал глава Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов. - Нет такого ученого и нет такого практика, который бы установил оптимальное соотношение. Я, например, вообще сторонник золотого сечения и числа Фибоначчи. Восемьдесят на двадцать - это оптимально!” “Восемьдесят - государственного?” - заикаясь, переспросил Фадеев. “Ну вы высказались без доказательств, я вам тоже отвечаю без аргументов”, - парировал Аханов.
Премьер-министр Карим Масимов, присутствовавший на форуме, в дискуссию не вмешивался. Но в своей речи он впоследствии сообщил, что государство приложит все усилия для стимулирования внутреннего производства и диверсификации экономики. Но и контролировать будет тоже усиленно: “У нас, в особенности в финансовом секторе, в докризисный период была недостаточно жесткая позиция по отношению к прозрачности акционерного капитала как в самом финансовом секторе, так и в компаниях, которые получали кредиты. Сейчас многие проблемы высветились”.
В последующем правительство намерено работать над устранением пробелов, руководствуясь четырьмя догмами: незыблемость частной собственности, прозрачность акционерного капитала, корпоративное управление и управление рисками. И заверяет бизнес: будете работать по правилам - будут вам и догмы.
Под занавес форума “ЭКСПЕРТ-100-Казахстан” вручил лучшим из лучших дипломы соответствия званиям: крупнейшие по капитализации в своей отрасли, крупнейший частный банк, лучший бренд, лидер по росту портфеля и т.п.
Астана |