|
Андрей Степанов
Сенсация в казахстанско-российском культурно-экономическом сотрудничестве! Казахстанский ювелир Ильяс Сулейменов приглашен и участвовал в работе Всероссийского профессионального конкурса ювелиров “Золотой Меркурий” в качестве члена жюри. Наш соотечественник также провел обучающий семинар для россиян в рамках V Всероссийской выставки “Питер-ювелир-2008”. Факт беспрецедентный для молодого государства, не имевшего до обретения суверенитета своей ювелирной школы. Можно констатировать, что внесен весомый вклад в пропаганду казахского прикладного искусства и в целом имиджа нашей страны как культурной державы Центрально-Азиатского региона
- Ильяс, как получилось, что Вас пригласили участвовать в этом престижном мероприятии в качестве члена жюри, да еще и дать обучающий семинар? Почему именно Вас?
- Меня пригласила Ассамблея ювелиров Санкт-Петербурга по рекомендации Международного бизнес-центра “6 карат” при Гильдии ювелиров России. Наверное, потому что я являюсь единственным ювелиром в СНГ, которому в 2005 году была присуждена Международная премия Карла Фаберже. Кроме того, в прошлом году я был активным участником московского мастер-класса Паолы Валентини - ведущего дизайнера мировой ювелирной моды, создающего коллекции для Damiani, Mikimoto, Escada, Van Cliff&Arpels и других глобальных брендов.
В ходе мастер-класса в присутствии многих российских ювелиров она высоко оценила мою идею нового стиля “Евразийский (тюрко-монгольский) этномодерн” и благословила ее. Помимо этого с задачей разработки оправы для 50-каратного бриллианта стоимостью 200 миллионов долларов из всех участников справился я один. Естественно, оценка мэтра ювелирного искусства не прошла незамеченной для организаторов мастер-класса - центра “6 карат” в лице его генерального директора Т. Шикалович. Тогда и возникла идея о проведении обучающего семинара в Петербурге.
- Расскажите, пожалуйста, о конкурсе. Каков был состав жюри?
- Благодаря составу жюри конкурс “Золотой Меркурий” считается самым престижным на всем пространстве СНГ. Участниками жюри были профессора Санкт-Петербургской академии прикладного искусства имени Мухиной, специалисты из Эрмитажа, а также ювелиры, увенчанные званиями заслуженных и народных художников СССР и России. Это авторитетнейшие люди в сфере прикладного искусства и в ювелирной отрасли России.
- А что Вы скажете об участниках конкурса?
- Участвовали как крупные ювелирные фирмы, так и индивидуальные мастера. Всего свыше 160 участников. Многие представили на конкурс по нескольку изделий. Жюри выпала нелегкая работа и колоссальная ответственность. Мы понимали, что большинство работ “остается за бортом” и, чтобы судейство было справедливым, старались выверять каждую работу по всем параметрам: и с точки зрения содержания, художественного замысла, и с эстетической точки зрения. Важны были и композиция, и правильные пропорции, и цветосемиотика, и многие другие параметры.
В конкурсе принимали участие ювелиры из разных концов России, порой из самых отдаленных уголков. Якуты и дагестанцы представили самобытные изделия в национальных традициях. Примечательно, что жюри отдало мне приоритет в оценке этих изделий. Ведь они, как и казахи, носители тюркской культуры. В итоге “братья по культуре” получили призовые места в номинации “Каноны и традиции”. Это не было протекционизмом. Просто ребята получили то, что действительно заслужили своим творчеством.
- Вы провели также обучающий семинар. Что нового Вы могли дать “избалованным” российским ювелирам, много видевшим и знающим?
- До самого начала занятий я сам задавал себе этот вопрос. Я не знал, вызовет ли мой семинар интерес, придут ли слушатели, а если придут, то как воспримут мои лекции, среди которых главной была “Использование элементов арийского, скифского и тюркско-монгольского прикладного искусства при разработке и проектировании ювелирных украшений и сувениров”. Собственно, речь шла о сути моего стиля. Я должен был дать представление о своей разработке, о стиле “Евразийский (тюрко-монгольский) этномодерн”.
Не секрет, что в 90-е годы в России был не просто всплеск интереса к открывшейся внезапно культуре Запада. Был перекос общественного сознания в сторону западнофильства, слепого поклонения перед всем заграничным, импортным. К сожалению, помимо лучших образцов и в Россию, и к нам было импортировано много пены и мусора люмпенской субкультуры из этих “заграниц”. Отношение к собственной истории и корням вдруг стало снобистским.
К счастью, сейчас ситуация в России кардинально меняется. Растет чувство патриотизма, чувство национальной самоидентификации, интерес к своей истории. И для меня было приятным потрясением увидеть полный зал в течение семинара, живой интерес на лицах слушателей. Когда я говорил об общих истоках культуры народов Казахстана и России, о цивилизациях ариев, скифов, гуннов, тюрков, то чувствовал неподдельный интерес и понимание. Речь шла об общем фундаменте прикладного искусства казахов, татар, башкир, карачаевцев, калмыков, чувашей и десятков других народов России, а также Украины, других родственных народов СНГ. Сейчас умами россиян владеет идея культурной интеграции и взаимообмена.
Если недавно речь шла больше об интеграции экономической и о перемещении денег, товаров и услуг, то сегодня в обществе ощущается потребность в интеграции культурной. Идет понимание духовной близости и родства наших народов. Уже нет пренебрежения к своим корням. Появилось желание сохранить свою самоидентификацию и самобытность. Цунами глобализации, несущему в себе не только хорошие вещи, но также муть и пену, необходимо ставить дамбы хорошего вкуса и знания собственной культуры. |