Ярослава Науменко
К сожалению, все чаще в последнее время приходится сталкиваться с тем, когда ситуацию в СМИ пытаются комментировать “эксперты по всем вопросам” - географы, экологи, юристы, пиарщики, которые не только в типологии СМИ путаются, но и журналистикой себе на жизнь не зарабатывают. Поэтому второй Медиа-курултай стал “отдушиной” для профессионалов, которые знают не понаслышке, как обстоят дела в масс-медиа
В кризис внимание к СМИ в обществе обострилось. С одной стороны, люди хотя по инерции и ругают журналистов, но закрытие газет и телеканалов их пугает. По мнению обывателя, газеты способны “поднять шум”. Это какой-то шанс защиты своих прав перед лицом бездушной госмашины.
С другой стороны, эти же обыватели обвиняют масс-медиа в несоответствии своих желаний реальной действительности. И в том, что реальность не такая, как им хочется, они винят “зеркало”, а не самих себя.
Кризис не мог не сказаться на казахстанских средствах массовой информации. Газеты и телеканалы потеряли огромные деньги из-за сокращений рекламных бюджетов - с рынка рекламы резко ушли банки и строительные компании.
“В условиях кризиса СМИ должны диверсифицировать свои источники финансирования. Мы также понимаем, что госзаказ нуждается в реформировании”, - уверен вице-министр культуры и информации Газиз Телебаев.
Исполнительный директор “Интерньюс-Казахстан” Маржан Ельшибаева считает, что безвыходных ситуаций не бывает: “Легких путей нет - их надо искать, как это делают директора российских региональных станций, потому что они действуют эффективно, работают абсолютно на всех фронтах”.
Впрочем, такие же проблемы испытывают все газеты, журналы, телеканалы и радиостанции мира. Жители постсоветского пространства, как и американцы, стали меньше читать, общий интеллектуальный уровень снижается. Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, уверена, что газеты и журналы не исчезнут, но “в мире всеобщей компьютерной грамотности, при понижении уровня традиционной литературной грамотности, газеты и журналы обречены стать элитарными СМИ”, - пишет она в блоге на slon.ru. Зарубежные исследователи политкорректно называют такого читателя “быстрым”: пробежал глазами - остановился на самом интересном - пропустил несколько абзацев - заскучал - и вовсе закрыл газету (включил телевизор).
Телевидение сейчас переживает еще один кризис - кризис технологий. И не только казахстанское. Аудитория будет всегда, просто она уже начала меняться. Потребность в ТВ тоже не исчезнет, но она также начала трансформироваться. Исследователи видят будущее за “объединением получения информации и коммуникационной практики с просмотром ТВ-программ на компьютере”.
В развитых странах совсем уже предложат выбирать собственный набор телепрограмм и получать их по Интернету. Впрочем, СМИ рано или поздно приспособятся к Сети. Возникнут новые, интересные, типа масс-медиа, проекты. А когда-нибудь устареет и Интернет. По крайней мере, в том виде, в каком он существует сейчас... |