|
Алла Иванилова
В Казахстане за последние пять лет практически не изменилось количество женщин, занимающих руководящие должности в центральных и государственных органах, акиматах, а также женщин-депутатов, доля которых составляет всего 17 процентов. Хотя весь мир признал тот факт, что представительное участие дам на уровне разработки и принятия решений является показателем развития общества. Доказано: там, где женщины составляют 30-40 процентов в структуре власти, общество развивается более стабильно. Нашей республике до таких показателей еще далеко. Однако первый шаг уже сделан - на прошлой неделе мажилис одобрил законопроект “О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин”
Данный законопроект “пережил” не один созыв. Наша республика еще в 1998 году ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также факультативный протокол к ней, тем самым мы обязались обеспечить равенство между мужчинами и женщинами как в политической, так и в общественной сфере. Однако на деле обязательство выполнялось не в полной мере. Это подчеркивал Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В 2007 году он рекомендовал нашей стране разработать нормативно-правовой акт, обеспечивающий практическую реализацию международных норм.
За основу взяли модельный закон о государственной гарантии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, принятый межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 18 ноября 2005 года.
При обсуждении на рабочей группе законопроекта “О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин” звучало много мнений. Основной смысл сводился к тому, что в Казахстане дискриминированы больше женщины. Им закрыта дорога в высший эшелон власти, и они не могут принимать важные для страны решения. Депутатами было предложено, чтобы все документы предварительно проходили гендерную экспертизу, как в Швеции.
Рассуждая о домашнем труде женщин, парламентарии посчитали, что “народ не поймет”, и отказались от замысловатого выражения “количественный эквивалент”. А вот пункт “О сексуальном домогательстве на рабочем месте” был принят без возражений. Говоря о защите женщин, депутаты (все те же женщины) констатировали, что женщине-матери нужны послабления, особенно при рождении, кормлении и уходе за ребенком, поскольку именно они чаще всего подпадают под сокращение. Однако эти моменты не были отражены в законопроекте, поскольку, как заверила министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкалыкова, данные проблемы учтены в поправках, которые готовятся в Трудовой кодекс.
Открытым остался вопрос - быть или не быть госоргану по равноправию.
|
Эмансипация не делает слабый пол сильнее |
Казахстан не стал вводить квоту для женщин в государственных органах власти, как это было сделано в некоторых развитых государствах. Так, в странах северо-западной Европы во властных структурах должно быть не менее 40 процентов каждого пола. В Швеции любое решение правительства принимается после анализа последствий того, как оно повлияет на мужчин и на женщин, какие меры надо принять, чтобы реализовать гендерную политику.
Впрочем, в Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Нидерландах, Германии за последние 30 лет совершилась “гендерная революция”. В парламенте Швеции - 42,7 процента женщин, Дании, Финляндии, Норвегии, Германии - больше 30 процентов. В кабинете министров Билла Клинтона было пять женщин из 14 министров. А у нас одна - министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкалыкова, она же является председателем Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте.
Практика парламентаризма показывает, что 30-процентное представительство женщин - своеобразный “блокирующий пакет голосов”, позволяющий воспрепятствовать принятию решений, направленных на удовлетворение аппетитов определенных финансово-промышленных групп в ущерб общественно-значимым проектам. Благодаря парламентариям в этих странах изменилось само содержание государственной политики. Ее главными приоритетами стали социальные вопросы - здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, защита семьи и ребенка и т.д., то есть забота о человеке стала главной задачей государства.
Казахстану до “гендерной революции” еще далеко. На пленарном заседании законопроект “О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин” представляли женщины, а обсуждали мужчины. Как всегда, отличился Владимир Нехорошев. Он отметил, что “эмансипация не делает прекрасный пол сильнее, но позволяет мужчинам многое свалить со своих плеч”. “Поэтому мужчины не против этого. Лишь бы свою дорогу во власть женщины попутно уложили асфальтом”, - отметил мажилисмен. И хотя парламентарий не против законопроекта, он все-таки считает, что “эмансипация подобна кривому зеркалу, в котором женщина пытается найти свое сходство с мужчиной”. “Хотя даже в знаке равенства одна черточка выше другой”, - констатировал Нехорошев.
Ратуя за равноправие, мужчины не забыли и про себя, ведь они на 11 лет живут меньше, чем прекрасная половина человечества, и поэтому заслуживают должного внимания. Мажилисмен Нуртай Сабильянов рассказал, что на встрече с избирателями ему задал вопрос мужчина, у которого десять детей. “Его жена награждена как многодетная мать. И он меня спросил, почему не награждаются многодетные мужчины?” - поделился депутат и предложил внедрить такую практику, которая не требует затрат, но подразумевает моральную поддержку. Коллеги-разработчики заверили, что с принятием законопроекта многие права будут выровнены. А внимание и поддержка будут оказываться не только женщинам, но и мужчинам: отцам-одиночкам, отцам-декретникам и многодетным папам. |