|
Мира Мустафина
В музейном деле существуют два направления. Сторонники первого создают огромные музейные комплексы, собирая под одной крышей сотни тысяч экспонатов. Другие организуют маленькие, почти домашние экспозиции, как в Алматинской Республиканской военной школе-интернате имени Бауыржана Момыш-улы. Сначала была создана комната боевой славы, которая вскоре получила звание музея. Каждый год в этом маленьком музее возникают новые экспозиции. Создают их энтузиасты и делают это совершенно бескорыстно...
По мнению директора музея АРВШи имени Бауыржана Момыш-улы Жанат Ашимбаева, основой для организации музея истории Вооруженных сил или просто экспозиции может быть что угодно: подборка газет военного времени, даже прабабушкин самовар, который она возила с собой в эвакуации, боевые награды деда. Вот таким образом и собираются очень интересные материалы. В музее, кстати, нет безымянных вещей. В течение последних десяти лет шло активное накопление экспонатов и материалов. В настоящее время в музее более двух тысяч экспонатов, из них подлинных - 615, которые представляют настоящую историческую ценность. А научно-вспомогательного материала - 914. Все экспонаты, безусловно, посвящены военной истории. Экспозиция единая. Сюда входит карта боевого пути панфиловской дивизии, карты-схемы основных битв, в которых приняли участие панфиловцы и Герой Советского Союза Бауыржан Момыш-улы, витрины с экспонатами - военные реликвии, панорамы битв и стенд, посвященный казахстанской армии. Но, пожалуй, главные экспонаты музея - личные вещи легендарного Б.Момыш-улы и выпускников школы - героев нашего времени генерал-майора С.Тауланова и капитана К.Кудабаева.
На экскурсию в маленький школьный музей приглашаются учащиеся, студенты, курсанты высших военных учебных заведений, воспитанники детских домов Алматы. Приглашаются и гости города - участники различных семинаров и конференций. Также экспозиционный материал рекомендуется учащимся для подготовки докладов, рефератов и сообщений. “Прошлое - это экспонаты музея, то есть его тело; настоящее - это деятельность музея сегодня, то есть его руки и голова, а будущее - это наши воспитанники, то есть душа музея. Этим и будет жить музей!” - сказала своим коллегам Жанат Ашимбаева, которая ведет большую поисковую работу по сбору экспонатов. Поиск проходил под девизом “Славное прошлое наших отцов и дедов рядом”. В цикле военно-патриотических мероприятий главное - это театрализованная экскурсия “В душе своей, как в алтаре, зажгите свечи”, которую проводят экскурсоводы - воспитанники АРВШи. Уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-беседы, читки с обсуждением, уроки мира, Дни мужества, Дни открытых дверей, Неделя музеев, Дни памяти.
|
Сергей Апарин демонстрирует
детали военной амуниции “Третьего рейха” |
В одном из уроков-экскурсий принял участие главный редактор республиканской газеты “Новое поколение” Сергей Апарин. Пригласить на встречу с воспитанниками известного журналиста - идея директора музея Жанат Ашимбаевой. Воспитанникам было интересно послушать одержимого и увлеченного военного “антиквара”. Казалось бы, второстепенные, прикладные темы: униформа, вооружение, экипировка или, как сегодня иногда говорят, “бытовой фон исторических событий”, но с каким интересом слушали ребята Сергея Апарина! Им выпала возможность не только послушать, но и увидеть, и потрогать руками униформу немецкого солдата. Кстати, в течение всего этого учебного года здесь будут проходить подобные юбилейные экскурсии. Ведь 2010 год - особенный, 65 лет Великой Победы.
Вспомнить и рассказать директору действительно есть о чем. Читаем запись в дневнике Жанат Ашимбаевой: “Только что прозвенел звонок. Кончился 5-й урок. Около меня столпились воспитанники. “Мы сегодня будем оформлять фотографии?” Лица возбуждены, общее оживление. Я выбираю нескольких мальчиков, пообещала в другой раз взять остальных... Сегодня мы сделали первые паспарту фотографий... постепенно обклеили альбомы, где собрали фотографии офицеров легендарной Панфиловской дивизии. Так составлялся помалу наш музей... с таким интересом воспитанники относятся к поисковой работе, что с удовольствием приходят в любое свободное время”.
|
Леонид Гирш рад внести вклад в патриотическое воспитание детей |
- Музеи истории Вооруженных сил непотопляемы, - говорит ветеран Великой Отечественной войны, полковник, писатель Леонид Гирш. - И все потому, что любить Родину - естественное чувство для каждого нормального человека, если речь идет о настоящей и самоотверженной любви к Родине. Нельзя не знать историю той земли, на которой живешь, трудишься и растишь своих детей.
Ветеран здесь частый гость. Воспитанники запомнили его любимое изречение: “История - это наука о прошлом, настоящем и будущем...” С нескрываемым энтузиазмом Леонид Гирш помогает педагогическому коллективу вести военно-патриотическое воспитание. Однажды начальник АРВШи имени Бауыржана Момыш-улы полковник Сержан Казакпаев рассказал о молодой учительнице истории, которая сказала ему, что изучение событий войны 1812 года вряд ли повышает процент патриотичности у воспитанников. И тогда он - человек не без чувства юмора - спросил у нее: а повысился ли уровень патриотичности ребят по сравнению с прошлым годом? Молодая учительница ответила без заминки: вырос с 47 до 62 процентов. Вот именно тогда педагогический коллектив и решил, что музей должен работать по собственной программе “Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся АРВШи имени Бауыржана Момыш-улы за мир против неофашизма”. “Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей!” - говорит директор музея.
Жизнь показывает, что, как это ни банально, музеи нужны разные. Вот такие маленькие музеи создают особую ауру, формируют то поле, в котором и распространяется культура и прививается любовь к истории страны. Кроме того, все эти стенды и экспозиции, созданные энтузиастами, дают возможность огромному числу людей прикоснуться к прошлому, осознать, что за ними стоит жизнь многих поколений казахстанцев. |