|
Константин Маскаев
Представители отечественной авиакомпании Air Astana вынуждены прибегать к разъяснениям по поводу задержек рейсов и ответственно заявляют, что важнейшим приоритетом компании является обеспечение безопасности полетов
Отечественному перевозчику часто достается. От прессы. От депутатского корпуса. От самых взыскательных и нетерпимых пассажиров. Основная претензия: задержки рейсов, которые в последние недели стали все заметнее. Но почему-то мало кто из взыскательных пассажиров обратил внимание на то, что зима пришла даже в южные регионы Казахстана. И это наложило определенные особенности как на работу аэропортов, так и на эксплуатацию самолетов. О том, какими усилиями еще на земле рождается безопасность полетов, рассказали специалисты авиакомпании. И показали, пригласив журналистов туда, куда в обычной жизни доступ имеет лишь ограниченный круг лиц, - в центр технического обслуживания самолетов. То есть в свои ангары.
Отметим, Air Astana - единственная отечественная авиакомпания, которой разрешено летать в небе Европы. Но всего лишь обладать парком самолетов, оснащенных “Боингами” и “Аэробусами”, для этого недостаточно. На техническое дооснащение своей основной технической базы, которая располагается в Алматы, авиакомпания не так давно потратила 500 тысяч долларов. Это, пожалуй, один из немногих ангаров на всем пространстве СНГ и единственный в Казахстане, который настолько оборудован современной техникой, что позволяет поддерживать высокие стандарты летной готовности.
Тем не менее задержки рейсов у флагмана отечественной авиации случаются, и исключить их невозможно. Это неизбежная общемировая практика. Эта особенность обостряется в осенне-зимний период: сказываются неблагоприятные погодные условия. Тем не менее современная авиация и химическая промышленность работают над этим и добились определенных успехов. Если десятки лет назад способом избежать неприятных или трагических последствий чаще всего становился отказ от полета, теперь на помощь приходят хоть и весьма затратные, но весьма эффективные мероприятия. Используя их, авиакомпания стремится увеличить уровень пунктуальности выполнения рейсов, что в действительности удается.
Все поверхности самолета перед вылетом должны быть очищены от снега, инея или других проявлений закристаллизовавшегося атмосферного конденсата. На помощь приходит комплекс специальных жидкостей.
Данные жидкости работают весьма недолго - от 30 минут до часа. Но этого времени хватает, чтобы обезопасить самолет и совершить взлет. И именно поэтому обработать воздушное судно заранее невозможно. Это начинают делать непосредственно перед рулением к взлетной полосе. Сколько времени потребуется, чтобы обработать поверхность в несколько тысяч квадратных метров - именно такой площадью обладает большой пассажирский авиалайнер? Понятно, что не пять минут. На это может уйти и около получаса. Тем не менее это та незначительная для пассажиров временная издержка, на которую следует пойти. Иначе попытка взлета обернется трагедией. Причина может крыться и в неправильном нанесении специальных жидкостей. Нам показали фотоматериалы, на которых запечатлены последствия таких попыток, которые произошли в последние годы. Совершенно исправное, но не очищенное от наслоений инея или снега воздушное судно переворачивается, едва оторвавшись от полосы, и падает.
Что важно, эти высокотехнологические жидкости требуют и особых навыков работы, и специальной техники для нанесения. Сегодня авиакомпания приобрела уже семь специальных машин и разместила их в пяти крупных аэропортах Казахстана, куда совершает полеты. По две такие машины используются, например, в Алматы и Астане. Ежегодно закупается более 500 тысяч литров жидкости, общая сумма инвестиций в улучшение качества противообледенительного обслуживания самолетов сегодня превысила 1,4 миллиона долларов.
В соответствии со своим основным приоритетом авиакомпания идет даже на то, что отказывается от полетов в те города, где аэропорты не оснащены достаточным оборудованием для обеспечения безопасности полетов.
Излишне говорить, что не отвечает многим параметрам инфраструктура большей части отечественных воздушных портов. Например, в некоторых портах нет даже комнаты матери и ребенка, а также залов для комфортного пребывания большого числа ожидающих вылета пассажиров. Тем не менее в авиакомпании делают все возможное, чтобы обеспечить пассажиров должным уровнем комфорта. Например, при задержке более двух часов предоставляют напитки, более четырех часов - снабжают горячим питанием. Если задержка превышает 10 часов, пассажиров размещают в гостиницах. В то же время, если вылет задерживается в ночное время, пассажиров размещают в гостинице - даже если рейс отложен на срок меньше 10 часов. К сожалению, опять же далеко не во всех аэропортах есть отели или гостиничные номера. Поэтому у авиакомпании существуют соответствующие договоренности в гостиницах и отелях городов и стран всей маршрутной сети.
С этого года пассажирам также предоставляются наборы с туалетными принадлежностями: в авиакомпании понимают, что эти предметы повседневного обихода необходимы каждому, но их просто может не оказаться с собой. Кроме того, Air Astana приняла исключительно собственное решение обеспечивать питанием и проживанием во всех случаях задержек рейсов, даже если они происходят по погодным условиям. В мировой практике это не принято.
Все, о чем рассказали и показали в этот раз в авиакомпании Air Astana, либо незаметно посторонним, либо начинает работать только тогда, когда наступает неплановая ситуация. Но здесь важным является то, что к этим ситуациям готовы и заранее выработали алгоритм действий.
Современному человеку сложнее всего дается ожидание. Он неудержим в своих стремлениях. Часто он путает мгновения реальной жизни с быстро прогружаемой WEB-страницей. В жизни же нет той привычной иконки “refresh”, которую всегда можно нажать в случае неудачи. И порой лишние часы, проведенные в пункте “А”, становятся залогом того, что их размеренный привычный повседневный бег продолжится для каждого - и в пунктах “В” или “С”. Иного - не надо. |