|
Опять “пара”
Обилие грантов в зарубежных вузах порождает ощущение, что в родной стране выучиться за счет государства, институтов и неправительственных организаций гораздо сложнее, чем за морем-океаном. Последние мои иллюзии развеяло преподавание в казахстанском вузе и изучение программ, по которым можно уехать учиться за рубеж
Болонский процесс, к которому присоединилась наша страна, подразумевает максимальную мобильность студента и свободу в выборе своего собственного пакета предметов. Подразумевается, что основной акцент в обучении должен был сместиться с пассивного слушания лекций на активную самостоятельную работу студента. Однако как это должно выглядеть, никто ни преподавателям, ни учащимся не объяснил.
Например, в британских университетах на аудиторную работу отведена всего четверть времени из общего количества часов, остальное приходится на самостоятельную работу - поиск и сопоставление информации, подготовку исследований, чтение литературы, то есть на лекциях и практикумах студент проводит всего 16 часов в неделю.
Эта схема логична и состоятельна в европейском менталитете, но пока бессильна у нас.
Самое главное - у нас не изменилось отношение к студенту. Во-первых, для вуза это “дойная корова”, безмолвная и беззащитная. “Доят” ее по полной - то плату за обучение повышают, то деньги за сдачу экзамена требуют. Вместе с тем наш студент совершенно бесправен. По логике новой системы, студенты должны много времени проводить в библиотеках и у своего компьютера, изучая заданные темы и готовя доклады. На практике по-прежнему требуют по 40 часов в неделю проводить в стенах университета, подметая территорию или изображая видимость обучения.
В ситуации нет злого умысла преподавателей или вины студентов. Мы скопировали систему, которая формировалась более столетия и которая зарекомендовала себя в условиях “загнивающего капитализма”, конкуренции, индивидуализма. Мы же мыслим иначе, иначе обучаемся и по-другому живем.
Глеб Кащеев, бизнесмен, маркетолог и писатель, так сформулировал сложившееся противоречие (он говорит о российской ситуации, но у нас много с ней общего): “Пообщавшись со школьниками, до конца сформулировал свои претензии к ЕГЭ (Единому государственному экзамену, аналогу нашему ЕНТ. - Я.Н.) и к системе образования в школе. Ситуация очень простая и смешная - мы, скопировав одну сторону западного образования, забыли скопировать вторую, без которой первая половина не работает. В любой западной школе, по умолчанию, считается естественным развитие навыков презентации и доклада для школьника. Умение презентовать себя, свою идею, свой проект развивается с детского сада и органично вписано в школьную систему. В таком варианте ЕГЭ - действительно рабочая система, которая может показать срез знаний.
У нас скопировали тест, забыв про сам процесс обучения. Посмотрели на “феррари” и сделали КамАЗу тот же клиренс - в надежде, что управляемость повысится. У нас натаскивают по старой системе под новый тест, который не требует от ученика ни умения устно связывать мысли во что-то понятное окружающим, ни даже умения письменно защищать свои идеи”.
Окончательное осознание противоречий в случае со мной произошло после изучения документов, которые требуют зарубежные вузы и грантовые организации. “Камнем преткновения” для всех казахстанцев, желающих попасть в западный бакалавриат или магистратуру, становится пресловутое “эссе”. Даже алматинцы, которых не удивишь западными стандартами, мечутся по форумам в панике: “Как же писать это эссе?!” Ведь это не сочинение в нашем представлении, не резюме, не сопроводительное письмо...
Даже мне, опытному в письменных делах человеку, пришлось обращаться к американским коллегам с просьбой разъяснить суть требований. Эссе в США - это конкретное обоснование своих притязаний: кто таков, какова тема исследования (по пунктам буквально), какой видится будущая карьера, почему именно этот университет? Вопросы, казалось бы, элементарные, но на подготовку страницы эссе ушло две недели, потому что для этого потребовалось полностью перестроить “голову”, стиль мышления, способ подачи информации. Нас такому никогда не учили и до сих пор не учат, но почему-то требуют начать полностью соответствовать западным стандартам образования.
Хотелось бы сказать пару слов и в защиту студентов. При всей их юношеской хитрости и склонности к лени большинство все-таки жаждет учиться. Но наша образовательная система декларирует одни требования и идеалы, по сути, являясь прежней - закостенелой, отсталой, коррумпированной. Эдакий оборотень, скрывающий свой истинный лик. И именно поэтому все больше казахстанских ребят выбирают образование в США, Европе или Китае. |