|
Эдуард Алин
Через пару дней казахстанский тенге будет праздновать свое совершеннолетие. Обычно в день рождения принято говорить добрые слова о родственниках “новорожденного”. И сегодня, чествуя шестнадцатилетие отечественной валюты, будет уместно вспомнить о ее предках - деньгах, ходивших на просторах будущей республики совсем не так давно, каких-то девяносто лет назад.
Нумизматика с бонистикой вообще увлекательнейшее занятие.
Подумать только - этой двухкопеечной монеты 1812 года могла касаться рука Кутузова! Или Наполеона? А может быть, даже самого Пушкина? На этом червонце 1937 года с портретом вождя мирового пролетариата лежит кровавый отсвет сталинских репрессий, а эти пять марок навсегда запятнаны паучьей нацистской свастикой...
Теперь все они не более чем экспонаты коллекций. А когда-то каждый из них был полновластным хозяином материального мира на своей территории...
|
От этой царской банкноты за сторублевкой надолго закрепилось ласковое женское имя “катенька”
(Двести тенге привлечены для сравнения размера) |
Мы уже не помним, как Гражданская война легла своими фронтами через города и села, через семьи и души, через всю огромную Российскую империю. События тех давних лет погребены под толщей времени. Ушли почти все очевидцы, и остались лишь документальные свидетельства да предметы той грозной эпохи. Например, денежные знаки.
Каких только правительств не было на казахстанских просторах за два года Гражданской войны! И каждая власть, разумеется, выпускала свои собственные деньги.
Такая же ситуация наблюдалась во всех краях бывшей империи, охваченной братоубийственной резней. Нынешние исследователи насчитывают более 14 тысяч различных наименований денежных знаков, бон, обязательств, “имевших хождение наравне” и “обеспеченных всем достоянием”. Всяких расцветок, на разных языках, с надписями от игривого: “Гоп, куме, не журысь, у Махна гроши завелись” до сурового: “Подделка преследуется по закону” - эти деньги на несколько лет буквально заполонили одну шестую часть суши.
|
Боны Туркестанского края - революционное смешение стилей |
|
Конечно, большинство из этих “банкнот” не обеспечивалось ничем, кроме самой бумаги, причем часто отвратительного качества. Многие промелькнули молниеносно, не успев толком запомниться обескураженному населению. Некоторые же, как, например, рулоны “керенок”, остались в людской памяти на долгие годы.
Денежные знаки, имевшие хождение на территории нынешнего Казахстана, также насчитывают множество разновидностей.
В первую очередь, хотя бы по старшинству, это были кредитные билеты Российской империи. Несмотря на то, что сама империя перестала существовать в феврале 1917 года, деньги ее продолжали обращение практически все годы Гражданской войны. Может быть, от того, что значительная часть населения верила в реставрацию многовекового трона, может быть, просто по привычке, но огромные эти “простыни” вызывали у людей симпатий больше, нежели куцые и блеклые дензнаки новых властей.
|
Ценные бумаги Лепсинского уездного казначейства. В отличие от обязательств Колчака погашены |
Другой разновидностью денежных знаков были банкноты Временного правительства. На них державный двуглавый орел, утративший массивные царские короны, выглядел непривычно стриженным, словно солдат-новобранец, коих тогда хватало в каждом из противоборствующих лагерей. Но все же это были настоящие деньги, обеспеченные золотыми запасами, выпущенные официальной властью на бумаге с водяными знаками. Впрочем, все эти качества не сильно повышали их привлекательность в глазах обывателя.
Комиссары Временного правительства довольно скоро уступили место большевистским комиссарам, и дальше пошло-поехало... Белые, красные, казаки, крестьяне, партизаны всех оттенков, повстанцы и просто бандиты. Сейчас, с точки зрения современного человека, достаточно трудно, нет, не понять, а именно прочувствовать - как, какая сила сумела навести порядок в этом общегосударственном бедламе и хаосе.
|
“Опиумные” деньги Семиречья |
В 1918 году образовавшийся в составе Советской России Туркестанский край объединил пять областей на территории, которую сейчас зовут Центральной Азией. Отрезанный фронтами от московской власти край начал испытывать острую нужду в денежных знаках. Как всегда, на выручку пришла типографская машина.
Туркбоны - так неофициально назывались банкноты, выпускавшиеся Совнаркомом Туркестана. По вопросу выпуска денег в Ташкенте было создано Особое совещание с участием исполкома Совета, в которое вошли представители финансовых ведомств, Государственного контроля, Госбанка и частных кредитных учреждений. Первоначальный объем выпуска в сумме 15 000 000 рублей, установленный решением Совнаркома от 19 февраля 1918 года, не мог удовлетворить нужды края в денежных средствах. Поэтому через несколько месяцев была осуществлена дополнительная эмиссия.
К тому времени Туркестан вошел в состав РСФСР в качестве автономной советской республики, и второй выпуск туркбон санкционировал уже декрет Совнаркома РСФСР от 3 сентября 1918 года. Выдав разрешение на эмиссию, российское правительство приняло на себя финансовую ответственность за выпущенные деньги. Поэтому на туркбонах нового образца имелась надпись о том, что они обеспечены всем достоянием Российской республики.
Для пущего повышения авторитетности новых денег в глазах населения их назвали временными кредитными билетами
|
Краткосрочные обязательства адмирала Колчака |
Туркестанского края (от кредитных билетов царской России) и снабдили подписью комиссара финансов. Однако, несмотря на то, что туркбоны имели хождение в пределах Туркестанского края наравне с общегосударственными денежными знаками, которые выпускались центральной советской властью, они не пользовались большим доверием у населения и ценились ниже денег Временного правительства, и тем более царских.
Надо сказать, что тогдашние дизайнеры подошли к делу с новаторской фантазией - на деньгах Туркестанского края греко-римские мотивы соседствуют с изображениями спелых дынь, силуэты минаретов оттеняют славянскую вязь, и схожесть византийского орла с недавним российским гербом заключается только в числе голов.
Туркестанская 50-рублевая купюра вполне может служить пособием по исторической геральдике - на ее лицевой части изображены забытые ныне гербы объединенных Туркестаном пяти областей: Закаспийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской и Семиреченской.
Кстати, наиболее родная казахстанцам Семиреченская область тогда включала весь Иссык-Куль, Пишпек, Пржевальск, Нарын, Джаркент, Капал, Лепсинск и Сергиополь. А областным центром был славный город Верный (нынешний Алматы).
Разумеется, такая огромная область тоже располагала типографией - Семиреченские кредитные билеты с ятями старорежимной орфографии несут на себе все те же арбузно-дынные картины и иной растительный орнамент. Зато в качестве обеспечения на знаках указан опий (!), “хранящийся в Государственном банке”. Вот уж ценность, не подвластная времени.
|
Свастика появилась на российских купюрах задолго до дискредитации ее Адольфом Гитлером |
Белые воинства тоже не могли оставить народ без ценных бумаг. Известны три выпуска Обязательств Британской военной миссии в Туркестане. Свои деньги выпускал и верховный правитель - адмирал Колчак. Его бумаги именовавшиеся “Краткосрочными обязательствами Государственного казначейства”, до сих пор находят на севере Казахстана при разборе старых зданий. В мае-июне 1920 года расплачиваться по ним было уже некому, и заявленная их краткосрочность растянулась в века.
Ну и, конечно, деньги центральной Советской власти имели хождение на всей территории нынешнего Казахстана. Первые из них - “пятаковки” (от управляющего Госбанком РСФСР Г. Л. Пятакова) - были напечатаны еще со старых клише. Поэтому с них гордо взирал в обе стороны “стриженый” орел Временного правительства.
Но уже следующие дензнаки молодой Советской республики честь по чести были украшены эксклюзивным серпасто-молоткастым гербом.
Перечисленными валютами список ценных бумаг Гражданской войны в наших краях не исчерпывается. Свои деньги печатали Закаспийское Временное правительство, Хива, Бухара, Ашхабад, Фергана, Самарканд. Нынешние казахстанские города также внесли посильную лепту в развитие бонистики. Известны деньги Казалинска, Семипалатинска, Лепсинска, Верного.
|
Деньги-марки |
Штаб легендарной Черкасской обороны, объединившей 12 крестьянских сел, тоже выпустил собственные дензнаки разных номиналов, чтобы в условиях полной изоляции рассчитываться с населением за продукты и фураж. Готовили эти суррогатные деньги сотрудники сберегательной кассы села Черкасского из гербовых марок и вексельных бланков.
Вообще почтовые и гербовые марки царского времени использовались в качестве денег весьма активно. Тем более, что некоторые из них так и выпускались с функциями разменной монеты. Ну а самыми оригинальными в Средней Азии были деньги хана Хивинского, выпущенные в 1919 году, и Хорезмской республики 1920-1921 годов.
|
Шелковые деньги |
Печатались они на шелковом полотне и по своему виду напоминали в миниатюре ковры с рисунками национальных орнаментов. Валютой первых была тинга, а вторых - русский рубль.
Вот такое обилие близких и не очень родственников только за период Гражданской войны обнаруживается у юного казахстанского тенге, уверенно вступившего в этот мир шестнадцать лет назад. |