|
Юлиана Жихорь
То, что финансовый сектор Казахстана требует радикального лечения, стало понятно еще осенью 2007 года. Однако до недавнего времени правительство лишь латало старые дыры, не перекраивая основы. Приход Григория Марченко на пост главы Нацбанка совпал с разработкой новой концепции развития финансового сектора. Более жесткой, чем раньше, и, надеются в Кабмине, более безопасной в посткризисный период развития страны
По словам Марченко, в документ заложен “контрцикличный подход”: в кризисные времена Нацбанк и главный финансовый регулятор - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут “жестко контролировать деятельность банков”, а в период спада надзор будет смягчаться. Как, например, в нынешнем году, когда Нацбанк уже 7 раз снижал ставку рефинансирования, которая сейчас составляет 7 процентов, упав с апреля с 9,5 процента.
Кроме этого, по словам Марченко, “необходимо решить задачу по выявлению обеспечения возвратности в Казахстан активов, которые были нелегально вывезены за рубеж”.
О каком периоде идет речь, Марченко не уточнил. К слову, государство уже пыталось вернуть в Казахстан такое имущество - дважды проводило финансовую и имущественную амнистию (так называемую легализацию). Правда, за обе акции “обелились” менее 4 миллиардов долларов - лишь малая, как предполагают в Астане, часть средств.
Получается, что теперь все денежные средства казахстанских резидентов, нелегально вывезенные за пределы республики, и их собственность, приобретенная нелегально или на средства, нелегально вывезенные за пределы страны, не зарегистрированные в рамках финансовой амнистии, могут быть объявлены незаконно отчужденной собственностью Республики Казахстан. И Нацбанку вкупе с правоохранительными органами Казахстана, видимо, будет дано указание принять меры по розыску этой собственности и возврату ее законному владельцу, то есть государству.
В концепции “будут внедрены жесткие ограничения деятельности финансовых институтов, их сотрудников, аффилированных и должностных лиц, включая полный запрет на деятельность в Казахстане, если их деятельность в установленном законом порядке признана неправомерной и привела к существенному ущербу финансового сектора Казахстана”.
По словам Марченко, документом будут также сформированы “черные списки” финансовых институтов, а также акционеров и должностных лиц, “участвующих в создании подобных схем”.
Кстати, глава “Самрук-Казына” Кайрат Келимбетов предложил еще одну меру, которая, по его мнению, поможет в будущем избежать повторения нынешних ошибок. Он заявил, что считает необходимым вообще сократить количество существующих в Казахстане банков, повысив требования к минимальному размеру их капитала.
В настоящее время минимальный размер капитала банка составляет 5 миллиардов тенге, что, по мнению Келимбетова, ничтожно мало для гарантии безопасности финансовой системы. “Сегодня, по сути, банки открывают люди, у которых 20-50 миллионов долларов, а ответственность, которая потом ложится на акционеров этих банков, несоизмеримо большая”, - отметил он. И предложил “более радикально” подойти к этой цифре, увеличив ее минимум до 15 миллиардов тенге: “На мой взгляд, не 37 банков в Казахстане должно быть, а не больше 10-15”.
“Это позиция господина Келимбетова, мы и раньше от других лиц слышали такие предложения”, - прокомментировал коллегу Марченко. Но заметил: “если требования к капиталу банков будут существенно увеличены, это может стимулировать дальнейшую консолидацию в банковском секторе, и тогда количество банков может сократиться”.
Для оставшихся “Самрук-Казына” тут же предложил сузить поле деятельности и запретить банкам финансирование проектов связанных лиц. Как дал понять Келимбетов, именно это является одной из основных “болевых точек” БТА и Альянс Банка. “Если проект хороший у связанных лиц, пусть идут в другой банк за финансированием”, - предложил Келимбетов.
Он, кстати, предложил также запретить финансирование комбанками операций в оффшорных зонах, напомнив, что в настоящее время действует требование о формировании комбанками 100-процентных провизий по подобным кредитам. “Поскольку получилось, что у нас регулятор должен “гоняться” за теми операциями, которые происходили в оффшорных зонах. Это бесперспективное мероприятие”.
Далее. По мнению разработчиков концепции, еще одной мерой, которая в дальнейшем снизит зависимость отечественной банковской системы от внешних воздействий, является ограничение иностранного участия в капитале казахстанских финансовых институтов на уровне не выше 50 процентов. “С нашей точки зрения, оптимальной является доля иностранных банков порядка от 30 до 40 процентов. Когда она начинает превышать 50 процентов, то возникают значительные риски, что в условиях следующего кризиса это может привести к сокращению кредитования банками реального сектора”, - обосновал свою позицию Григорий Марченко.
Но это пока лишь концептуальные планы. Равно как и намерения ограничить размеры оценки собственной значимости (необоснованно высоких заработных плат и бонусы) топ-менеджмента финансовых организаций стратегическими целями компании и показателями эффективности ее работы. А также показателями ее финансовой устойчивости. “Эта политика должна стимулировать руководителей к получению прибыли исходя из долгосрочных целей, а не из краткосрочной прибыли”.
Следить за исполнением концепции, естественно, будет АФН. Учитывая сложность задачи, премьер, похоже, готов повысить материальную мотивацию честного труда сотрудников агентства. “Нынешний кризис показал, что очень многое упирается в вопрос оплаты труда сотрудников агентства по финансовому надзору. Если ли у вас какие-то пожелания?” - смутил он вопросом главу агентства Елену Бахмутову. Та прибавки к зарплате не попросила, но сообщила, что “сейчас идет конкурс, и на работу стремится молодежь - 15 человек на место”. Правда, пообещала, что если “понадобится пригласить опытного сотрудника, то и оплата нужна будет соответствующая”.
Недолго посовещавшись, правительство одобрило Концепцию развития финансового сектора и вынесло документ на рассмотрение главы государства.
Астана |