Юлиана Жихорь
К 2015 году должны осуществиться планы властей по превращению страны в транзитное государство. Именно к этому времени завершится создание транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, а казахстанские дороги, даже региональные, перестанут быть головной болью автолюбителей
Про строительство транспортного коридора через территорию нашей страны говорилось долго и много. Кризис лишь ненадолго притормозил реализацию этих планов. Но вместе с тем он позволил во многом провести “работу над ошибками”, которые, возможно, при скоростном развитии ситуации вылились бы в многомиллиардные убытки в будущем.
В частности, это касается планов использования механизмов концессии при создании международных транспортных коридоров. Первый опыт такого контракта - строительство железнодорожной ветки Шар - Усть-Каменогорск, как известно, завершился печально - государство вынуждено сейчас “вливаться” в проект бюджетными миллиардами. Принятие Закона “О концессиях” и поправок к нему, создание спецструктуры для анализа документации проектов совпали с застоем на этом рынке. И фактически снизило риски для государства в реализации амбициозных планов.
Создание двух транспортных коридоров Западная Европа - Западный Китай (они пройдут как по югу страны, так и по центру) планируется завершить уже к 2015 году. Малая часть северной трассы Астана - Щучинк уже практически завершена. С остальными предполагаемыми в концессию участками дороги вышла небольшая заминка вследствие осторожничания концессионеров. Например, участок Астана - Караганда, который планировалось отдавать в реализацию единым массивом, пришлось разделить на 4 участка. “Кризис заставляет инвесторов минимизировать риски, - пояснил глава Минтранскома Абельгазы Кусаинов. Однако этот способ ведения дел, по его мнению, лишь на пользу: “Это позволит без ущерба качеству, стоимости и срокам строительства значительно снизить финансовые риски инвесторов, повысить привлекательность проекта и ускорить проведение строительных работ”.
|
Шоссе, как скатерть-самобранка |
Всего коридор разбит на 33 участка. На стадии завершения конкурсные процедуры по 18 участкам, проходящим по Жамбылской и Кызылординской областям. В конце месяца планируется подписать контракты и начать мобилизационные работы. По 15 оставшимся лотам процедуры будут проведены в 1-м квартале 2010 года.
По концессионным проектам Алматы - Хоргос и Алматы - Капшагай уже проведены процедуры вскрытия конкурсных заявок. В данное время ведется работа независимых консультантов по их оценке. В ближайшее время будут определены концессионеры, а до 1 февраля 2010 года будут подписаны договоры концессии.
Надо заметить, что кризис хоть и “подзатянул” строительство автобанов, зато поправил положение дел на местных дорогах. За этот год объемы ремонтируемых и строящихся дорог превысили прошлогодние показатели на 35 процентов: до конца года будут введены в эксплуатацию 783 километра автодорог, отремонтировано 4880 километров. “Благодаря проводимым мероприятиям состояние дорог по сравнению с 2006 годом улучшилось в 1,3 раза”, - радостно рапортуют в правительстве. И добавляют, что в 2010 году эти темпы сохранятся.
В целом, с 2010-го по 2014 год планируется реконструкция и ремонт около 30 тысяч километров автодорог общего пользования. В том числе 18 тысяч - республиканского и 12 тысяч - местного значения. “Это позволит привести в хорошее, удовлетворительное состояние 85 процентов республиканской и 70 процентов местной сети дорог”, - заявил Кусаинов.
Тем временем железная дорога просит денег. По словам вице-президента АО “Национальная компания “Казахстан Темир Жолы” Ермека Кизатова, на развитие железнодорожного транспорта необходимо более 5 триллионов тенге. Эта сумма включает в себя как обновление самих путей, так и обновление “движимых” активов: до 2020 года будет приобретено свыше 76 тысяч грузовых вагонов, 1700 пассажирских вагонов и 1500 локомотивов.
В гораздо более выгодном положении находится водный транспорт - он работает стабильно, без сбоев, на уровне прошлого года. Однако тоже требует “глобального переосмысления”. Например, изменения целевого назначения проекта по модернизации порта Актау в связи, как было заявлено, с “отсутствием в долгосрочной перспективе объемов нефти”. В текущем году началась также реконструкция Усть-Каменогорского и Бухтарминского судоходного шлюзов.
Снимаются и административные барьеры - проведена реформа системы транспортного контроля, реорганизованы территориальные инспекции.
Проблемным остается авиатрафик. В нынешнем году его объем снизился на 9 процентов. Как поясняют в Кабмине, спад вызван падением объемов авиаперевозок между Европой и Азией. Но на будущее Кабмин уже предусмотрел меры противодействия - РГП “КазАэронавигация” дали право регулировать тарифы на аэронавигационное обслуживание и договорились с КНР о переносе общего воздушного коридора, что позволит Казахстану привлечь дополнительные объемы полетов - 10 воздушных судов в сутки с экономическим эффектом 550 миллионов тенге в год.
Кроме того, сейчас казахстанские аэропорты (из 20 имеющихся 9 соответствуют требованиям ИКАО) проводят активную пиар-кампанию для привлечения новых авиакомпаний, дабы те совершали транзитные полеты через воздушные ворота Казахстана. (Всего в 2009 году открыто 10 новых авиамаршрутов.)
В целом, премьер-министр, выслушав доклады подчиненных, остался доволен гладкостью пути. А небольшие шероховатости, как всегда, пообещал сгладить “в рабочем режиме”.
Астана |