|
Алан Байтенов
Мы продолжаем публикации о находках экспедиций, проводимых в рамках программы “Культурное наследие”. На этот раз мы расскажем о древнетюркском храме, что расположен в живописной и знаменитой долине Елеке сазы у подножия гор Тарбагатая
Древнетюркская культура - одна из господствующих в раннем средневековье на территории Евразии, самой большой части света. Именно древним тюркам мир был обязан находкам в тактике и стратегии конного боя, эффективным видам оружия и защитным доспехам кавалерии, что было следствием высокого уровня развития металлообработки. Тюрки имели развитую торговлю, дипломатию и, как результат, обширные международные связи.
Культура времен древнетюркских каганатов преподнесла миру значительные достижения и в гуманитарной сфере: отточенная религиозно-мифологическая система, самобытное искусство, а также руническая письменность, запечатлевшая характерные литературные жанры (эпитафии и т.п.). Древние тюрки были хорошо знакомы и со строительным делом: они строили зимние жилища, ставки каганов, города-укрепления.
Одним из интереснейших феноменов, связавших воедино религиозно-мифологические представления, декоративное искусство, эпиграфику и строительство, стали древнетюркские поминальные храмы. Среди храмов Северной Монголии особо выделяются монументальностью, архитектурой и декором храмы Бильге-кагана, Кюль-Тегина, Тоньюкука, Ильтерес-кагана и других знаменитых личностей той эпохи. Эти “классические” образцы представляют особый интерес, так как характерны только для Северной Монголии. В большинстве своем это монументальные постройки в виде прямоугольных площадок, вытянутых в направлении восток - запад и охваченных рвом и валом (стеной) с проходом (“воротами”) в середине восточной стороны. Существенным элементом большинства храмов являются вереницы каменных стел-балбалов, которые тянутся в восточном направлении от нескольких сот метров до нескольких километров.
|
Храм у подножия Тарбагатая - след великого предка... |
Поминальные храмы, также относящиеся к типу каганско-княжеских, но значительно уступающие “классическим” по сложности планировки и размерам (хотя многие из них тоже обнесены рвом и валом), распространены гораздо шире. Они встречаются в Туве, на Алтае, в Восточном Казахстане. Храмовых построек, сравнимых по монументальности с северо-монгольскими, на сопредельных территориях не выявлено. И вот на фоне этих достаточно скромных построек совершенно неожиданным открытием стала находка поминального храма в Восточном Казахстане, вполне сопоставимого по размерам с классическими северо-монгольскими образцами.
Храм находится в живописной горной долине Елеке сазы в истоках реки Каргоба-2, в горах Тарбагатая. Как было отмечено выше, большинство северо-монгольских храмов прямоугольны в плане, их главная ось расположена в направлении восток - запад. Обнаруженный храм имеет аналогичную ориентацию, но планировка его несколько отличается - он состоит из двух частей: из основной квадратной и примыкающей к ней прямоугольной входной. Обе они обнесены грунтовым внешним валом и рвом, при этом на квадратной площадке основной части возведен каменный курган. Курган этот сложен из обломков горных пород (в среднем обломки около 40 сантиметров) и в настоящее время утратил первоначальную форму. Хотя, судя по остаткам, он завершался площадкой (на ней прослеживаются горизонтальные участки с панцирным слоем из мелких камней), а в плане мог быть квадратным, вероятно, имел форму усеченной пирамиды. Курган ограблен - в центре площадки расположена грабительская “дудка”, выброшенные из нее камни также затрудняют определение первоначальной его формы.
В отличие от большинства древнетюркских храмов храм в Елеке сазы не имеет бал-балов, что хотя и редко, но встречается в аналогичных монгольских постройках.
Площадка “входной” части, по-видимому, служила для жертвоприношений, так как там прослеживаются остатки каменных выкладок и оградок. Хотя не исключено, что это захоронения.
Самые значительные храмы - Кюль-Тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука, имевшие детально проработанную скульптуру, храмовые постройки, стелы с эпитафиями, - сформировались под влиянием китайской культуры и даже при непосредственной помощи китайских мастеров. Большинство же других храмов Северной Монголии, имеющих курганные насыпи и достаточно условную проработку каменных изваяний, безусловно, выполнялись местными народными мастерами. Таков и наш памятник.
Может быть, самым важным обстоятельством, относящим тарбагатайский храм к рангу уникальных, является не только планировка, но и его размеры. Храмы и поминальные сооружения древних тюрков сопредельных с Монголией территорий значительно уступают “классическим” по размерам, но только не храм в Елеке сазы (примерно, 48 х 86 м) - он незначительно уступает лишь двум храмам знаменитых героев древнетюркского времени Кюль-Тегина (55 х 100 м) и Бильге-кагана (60 х 95 м), вполне сравним с другими наиболее крупными храмами - Шивет-Улан (40 х 100 м) и Хушо-Цайдам III (62 х 80 м) и превосходит остальные.
По всему видно, что это храм “классического” типа, который многие годы безуспешно разыскивали археологи, особенно в Семиречье. Находка ставит целый ряд вопросов: в честь какой исторической личности возведено столь внушительное поминальное сооружение, какова датировка памятника и с чем связаны особенности планировки. Следует отметить, что место, выбранное для возведения памятника, весьма удобно в стратегическом отношении, так как через это урочище проходит дорога на один из немногочисленных перевалов через горный хребет, кроме того, урочище находится практически у подножия самой высокой горы Тарбагатая - Тастау (2992 м), снежная вершина которой господствует на местности.
Как уже известно читателю, нашей экспедицией под руководством Эскандера Байтенова, профессора КазГАСА, обнаружены и другие интересные находки древнетюркского времени - своеобразные каменные изваяния и наскальные рисунки. В целом, по мнению специалистов, учитывая характер миграции этносов из Центральной Азии в западном направлении, Восточный Казахстан можно считать своего рода “воротами” для проникновения культур эпохи бронзы, ранних и средневековых кочевников не только в другие районы Казахстана, но и на более отдаленные территории Европы, Среднего и Ближнего Востока. И именно от Восточного Казахстана мы вправе ожидать находок архаичных артефактов этих культур. |