ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Храм хребта Тарбагатай Исследования

Алан Байтенов
Мы продолжаем публикации о находках экспедиций, проводимых в рамках программы “Культурное наследие”. На этот раз мы расскажем о древнетюркском храме, что расположен в живописной и знаменитой долине Елеке сазы у подножия гор Тарбагатая

Древнетюркская культура - одна из господствующих в раннем средневековье на территории Евразии, самой большой части света. Именно древним тюркам мир был обязан находкам в тактике и стратегии конного боя, эффективным видам оружия и защитным доспехам кавалерии, что было следствием высокого уровня развития металлообработки. Тюрки имели развитую торговлю, дипломатию и, как результат, обширные международные связи.
Культура времен древнетюркских каганатов преподнесла миру значительные достижения и в гуманитарной сфере: отточенная религиозно-мифологическая система, самобытное искусство, а также руническая письменность, запечатлевшая характерные литературные жанры (эпитафии и т.п.). Древние тюрки были хорошо знакомы и со строительным делом: они строили зимние жилища, ставки каганов, города-укрепления.
Одним из интереснейших феноменов, связавших воедино религиозно-мифологические представления, декоративное искусство, эпиграфику и строительство, стали древнетюркские поминальные храмы. Среди храмов Северной Монголии особо выделяются монументальностью, архитектурой и декором храмы Бильге-кагана, Кюль-Тегина, Тоньюкука, Ильтерес-кагана и других знаменитых личностей той эпохи. Эти “классические” образцы представляют особый интерес, так как характерны только для Северной Монголии. В большинстве своем это монументальные постройки в виде прямоугольных площадок, вытянутых в направлении восток - запад и охваченных рвом и валом (стеной) с проходом (“воротами”) в середине восточной стороны. Существенным элементом большинства храмов являются вереницы каменных стел-балбалов, которые тянутся в восточном направлении от нескольких сот метров до нескольких километров.
alt
Храм у подножия Тарбагатая - след великого предка...
Поминальные храмы, также относящиеся к типу каганско-княжеских, но значительно уступающие “классическим” по сложности планировки и размерам (хотя многие из них тоже обнесены рвом и валом), распространены гораздо шире. Они встречаются в Туве, на Алтае, в Восточном Казахстане. Храмовых построек, сравнимых по монументальности с северо-монгольскими, на сопредельных территориях не выявлено. И вот на фоне этих достаточно скромных построек совершенно неожиданным открытием стала находка поминального храма в Восточном Казахстане, вполне сопоставимого по размерам с классическими северо-монгольскими образцами.
Храм находится в живописной горной долине Елеке сазы в истоках реки Каргоба-2, в горах Тарбагатая. Как было отмечено выше, большинство северо-монгольских храмов прямоугольны в плане, их главная ось расположена в направлении восток - запад. Обнаруженный храм имеет аналогичную ориентацию, но планировка его несколько отличается - он состоит из двух частей: из основной квадратной и примыкающей к ней прямоугольной входной. Обе они обнесены грунтовым внешним валом и рвом, при этом на квадратной площадке основной части возведен каменный курган. Курган этот сложен из обломков горных пород (в среднем обломки около 40 сантиметров) и в настоящее время утратил первоначальную форму. Хотя, судя по остаткам, он завершался площадкой (на ней прослеживаются горизонтальные участки с панцирным слоем из мелких камней), а в плане мог быть квадратным, вероятно, имел форму усеченной пирамиды. Курган ограблен - в центре площадки расположена грабительская “дудка”, выброшенные из нее камни также затрудняют определение первоначальной его формы.
В отличие от большинства древнетюркских храмов храм в Елеке сазы не имеет бал-балов, что хотя и редко, но встречается в аналогичных монгольских постройках.
Площадка “входной” части, по-видимому, служила для жертвоприношений, так как там прослеживаются остатки каменных выкладок и оградок. Хотя не исключено, что это захоронения.
Самые значительные храмы - Кюль-Тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука, имевшие детально проработанную скульптуру, храмовые постройки, стелы с эпитафиями, - сформировались под влиянием китайской культуры и даже при непосредственной помощи китайских мастеров. Большинство же других храмов Северной Монголии, имеющих курганные насыпи и достаточно условную проработку каменных изваяний, безусловно, выполнялись местными народными мастерами. Таков и наш памятник.
Может быть, самым важным обстоятельством, относящим тарбагатайский храм к рангу уникальных, является не только планировка, но и его размеры. Храмы и поминальные сооружения древних тюрков сопредельных с Монголией территорий значительно уступают “классическим” по размерам, но только не храм в Елеке сазы (примерно, 48 х 86 м) - он незначительно уступает лишь двум храмам знаменитых героев древнетюркского времени Кюль-Тегина (55 х 100 м) и Бильге-кагана (60 х 95 м), вполне сравним с другими наиболее крупными храмами - Шивет-Улан (40 х 100 м) и Хушо-Цайдам III (62 х 80 м) и превосходит остальные.
По всему видно, что это храм “классического” типа, который многие годы безуспешно разыскивали археологи, особенно в Семиречье. Находка ставит целый ряд вопросов: в честь какой исторической личности возведено столь внушительное поминальное сооружение, какова датировка памятника и с чем связаны особенности планировки. Следует отметить, что место, выбранное для возведения памятника, весьма удобно в стратегическом отношении, так как через это урочище проходит дорога на один из немногочисленных перевалов через горный хребет, кроме того, урочище находится практически у подножия самой высокой горы Тарбагатая - Тастау (2992 м), снежная вершина которой господствует на местности.
Как уже известно читателю, нашей экспедицией под руководством Эскандера Байтенова, профессора КазГАСА, обнаружены и другие интересные находки древнетюркского времени - своеобразные каменные изваяния и наскальные рисунки. В целом, по мнению специалистов, учитывая характер миграции этносов из Центральной Азии в западном направлении, Восточный Казахстан можно считать своего рода “воротами” для проникновения культур эпохи бронзы, ранних и средневековых кочевников не только в другие районы Казахстана, но и на более отдаленные территории Европы, Среднего и Ближнего Востока. И именно от Восточного Казахстана мы вправе ожидать находок архаичных артефактов этих культур.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение