Юлиана Жихорь
Правительство неоднократно пыталось воззвать к совести отечественных продавцов импортных товаров. Перекупщики в погоне за прибылью порой теряют чувство меры, завышая цены на товары в три, а то и в четыре раза по сравнению с их стоимостью после растаможки. Пока Кабмин лишь призывает малый и средний бизнес (который, собственно, и специализируется на торговле загрантоварами) поумерить пыл. Но, судя по данным статистики, пора принимать более серьезные решения
Чего только не везут в Казахстан из-за границы! Даже то, что, в принципе, у нас самих в достатке производится. Как, например, картофель, лук и капусту. Розничная цена на них на рынках страны по сравнению со средней ценой после таможенной очистки (с учетом транспортировки и таможенных платежей) порой поднимается в несколько раз. Так, на границе килограмм картошки стоит 26 тенге, на рынке - уже 59 (средняя стоимость по стране), капуста - 23 и 47 тенге соответственно. Чеснок вообще дорожает в 2,9 раза - с 97 до 277 тенге за килограмм. Но больше всего в цене растут экзотические фрукты: апельсины - в 3,3 раза, бананы - в 3, лимоны - в 3,2.
Если верить данным статистики, то маржа торговцев импортными мясопродуктами (рыбопродуктами) немного пониже, но тоже впечатляет: колбаса дорожает в два раза (с 436 до 874 тенге), свежая рыба - с 132 до 284 тенге за килограмм. Килограмм чая при ввозе в Казахстан стоит 452 тенге, а при поступлении на прилавок продается уже по 1127.
Больше всего “накидывают” на товары народного потребления. Так, зубная паста вырастает в цене почти в три раза, мужские костюмы с 5,5 тысячи тенге до 18,8 тысячи. Даже обычные мужские майки и трусы продаются в казахстанских магазинах минимум со 100-процентной наценкой.
Что уж говорить про бытовую технику, которая дорожает с каждым километром продвижения от границы вглубь страны!
Учитывая столь печальную тенденцию, в Астане уже давно витает идея ввести (на законодательном уровне) ограничение маржи продавцов. В свое время даже звучали цифры в 20-30 процентов. Однако далее обсуждения дело так и не сдвинулось. Да и вряд ли это произойдет. До тех пор пока будет спрос, предложение всегда будет делать на нем свой бизнес. Кроме того, вряд ли подобные, пусть и социально-направленные меры, будут адекватно восприняты иностранными партнерами, ведущими бизнес в Казахстане. А это несомненно негативно отразится и на различных рейтингах, в коих Астана принимает самое активное участие. Как, например, в рейтинге ведения бизнеса (Doing business), где позиции нашей страны постепенно повышаются.
В этих условиях правительству ничего не остается делать, как уповать на патриотизм поставщиков. И вновь призывать их в условиях мирового экономического кризиса, который, по недавнему прогнозу президента страны, грозит затянуться на неопределенный срок, “иметь совесть”.
Астана |