Анна Шелепова
Чего хотят женщины? На этот вопрос дали ответ мужчины на минувшем в Алматы круглом столе по обсуждению закона “Равные права и равные возможности женщин и мужчин”
Обсуждаемый проект закона предполагает гарантии гендерного равенства в области государственного управления, избирательных прав, доступа женщин и мужчин к госслужбе, в социально-экономической сфере, семейных отношениях и воспитании детей, в области охраны здоровья.
- Мы не против друг друга, мы вместе хотим быть равными, - прокомментировала новый законопроект Айгуль Соловьева, депутат мажилиса парламента Казахстана, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте. “Уверена, в преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ мы обязательно сможем разработать два закона - “О противодействии бытовому насилию” и “О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин”. Думаю, мы внесем свое видение того, что нужно уметь оставаться женщиной и быть женственной, но в то же время иметь равные права и возможности в обществе”.
Своим мнением о законе поделился Мурат Абенов, депутат мажилиса парламента, секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию: “Финансовый кризис прежде всего нанес удар по женщинам. Международные организации труда говорят - 22 миллиона женщин потеряли работу. Безработица среди женщин превышает безработицу среди мужчин - признанный факт.
В развитых странах на госслужбех трудятся не менее 40 процентов женщин. Это вопрос квот. Каждый имеет равное право и на госслужбу. Мы должны обеспечить женщин работой. И начинать надо с того, что уже школьницам рекомендовать профессии, которые будут востребованы, пусть это будут профессии летчика, военного, инженера. В любом случае это лучше, чем если казахстанские женщины будут сидеть дома. Нужно эффективнее использовать те человеческие ресурсы, которыми владеем, а не приглашать впоследствии специалистов из других стран.
Необходимо изменить систему оплаты труда. К сожалению, так сложилось, что в тех сферах, где работают женщины - образование, медицина, зарплаты изначально ниже. Значит, мы неправильно оценили труд.
В рамках “Дорожной карты” создали много рабочих мест, но все они оказались для мужчин. Но женщинам тоже нужна работа. Если необходимо, то придется выделить деньги на переподготовку и переквалификацию женщин.
Мы думаем, что, вводя различные меры ограничения - отпуска, пенсии, мы помогаем женщинам. Но эти меры вызывают массу ограничений: человек хочет работать, у женщины есть желание, интеллект, здоровье, а ей намекают, что ресурсы исчерпаны и отправляют на пенсию в 58 лет. А между тем она делает меньше накоплений на пять лет, и никто ей не компенсирует денежные потери”.
По словам депутата, если женщина может и хочет работать, норма закона должна быть не запретительной, а разрешительной. Главное в законе - позволить женщине самой принимать решение, а это уже совсем другой подход. |