|
Диаспора “НП”
Проблемы маленького человека
Размышляла над учебными процессами в школах бывшего Союза и Германии. И вот, что у меня получилось.
Начну с того, что у меня есть довольно долгий опыт общения со школами независимого Казахстана: старший сын проучился там до 7 класса, а второй сын - до 4-го. Теперь они учатся в ганноверских школах.
Итак, процесс учебы здесь в Германии сильно растянут, за что неоднократно был раскритикован и пару лет назад подвергся некоторой реструктуризации. Процесс этот идет до сих пор.
К примеру, весной учителя гимназий (после окончания которых выпускники идут в вузы) выходили на улицы с протестными маршами против выдвинутой “сверху” инициативы о сокращении учебы в гимназиях с 13 до 12 лет. Главный мотив неприятия этой реформы - дети не успеют основательно подготовиться к поступлению в вузы. Если реформа не пройдет, то 13-летнее образование останется в силе и студенты продолжат приходить в вузы в 20-21 год.
В Казахстане процесс учебы по сравнению с Германией сильно сжат. Все делается быстрее. Наши дети приехали сюда с таким большим запасом знаний по математике и английскому, что еще нескоро его утратят. Но здесь много задач на логическое мышление, и порой совершенно не знаешь, как подступиться и каков механизм решения.
Учебники совершенно не занудные, веселые даже и максимально приближены к жизни. Например, задачи связаны с телевизионными программами передач, покупкой чего-нибудь в магазине, поездкой куда-нибудь по Германии и т.д.
И все же, по большому счету - это мелочи.
Принципиальными отличительными моментами школ я бы назвала следующие.
Нет практики ответа “у доски” публично. А это значит, никто не позорится и не унижается, если чего не знает. Дети, конечно, говорят и участвуют на уроке в тех или иных разговорах, когда учитель имеет возможность понять, насколько готов ученик, но все это не нарочито... Выступить с докладом - да, это возможно, но к этому заранее готовятся и знают о том, когда это случится.
Нет практики говорить оценки вслух, поэтому никто не знает, что получил сосед по тесту и, соответственно, тоже нет каких-либо моральных травм.
Учителя никогда и ни при каких условиях не повышают голоса на учеников! Моим детям, это, кстати, очень нравится, они как-то расслабились, приосанились и стали куда более уверенными в себе. Ор учителей в Казахстане (а также, думаю, во всем СНГ) - это явление обычное. И в частной школе, где мы учились, тоже никаких ограничений на это дело не было. Здесь же - табу. Мой старший сын, склонный вообще не слишком строго относиться к людям и судить их, все-таки говорит, что не хотел бы учиться там, где его одноклассника публично называли идиотом.
Уважение к личности - вот чего не хватает нашим школам в СНГ. Они как были, так и остались советскими по своей сути, по манере отношения к ученику - маленькому человеку. Мои послушные и, в целом, способные дети всегда чего-то не могли достичь и всегда не соответствовали какому-то идеалу в глазах учителей. “Они у вас хорошие, но...” и далее - целый список несовершенств. Я не знаю, как будет дальше здесь, в новой для нас стране, но пока я слышу хорошие и даже восторженные отзывы. Кому же верить?
В советских школах до сих пор дают неплохие знания, но не дают уверенности в себе, уважения к себе и другим, уважения к другому мнению. И я даже понимаю, почему так и что невозможно перестроиться даже и за 20 лет из тоталитаризма в более демократичные отношения, но от этого осознания легче не становится.
Да, забыла еще один момент, который меня лично очень радует. В Германии нет этих ужасных линеек на все праздники жизни, когда надо стоять под палящим солнцем или в душном зале, слушать и видеть всю самодеятельность школы и выступления директора. Как я все это ненавидела еще с детства, а потом пришлось еще 7 лет стоять и слушать, стоять и слушать. Эта практика все-таки отдает чем-то солдафонским: все должны непременно отдавать честь, носить флаг школы и петь гимн. Ладно, Советский Союз воевал и всю жизнь находился в положении холодной войны, а зачем теперь-то строиться и честь отдавать? Не понимала и не понимаю!
Еще один момент: три месяца летних каникул - такая практика была в Союзе, она же и осталась сейчас в СНГ. Что делать детям в эти три месяца?! Чем занять их?! Если раньше были пионерские лагеря бесплатные, работали пришкольные лагеря, то сейчас почти ничего этого нет. Даже если родители отправят ребенка на несколько дней в частный лагерь, это не решит всей проблемы трех месяцев. Я уже не говорю о том, что все знания выветриваются за такой длинный срок из голов детей, и потом учителя повторяют прошедшее чуть ли не полгода, чтобы восстановить пробелы. В европейских школах отдыхают летом всего месяц-полтора. Но в процессе учебы есть много других каникул, которые просто равномерно распределены на весь учебный год.
Я не хочу ни в коем случае хвалить западный подход к школьному образованию. Есть здесь и свои минусы. Но те плюсы, которые я перечислила, все-таки присутствуют и дают свой положительный эффект, и иногда полезно что-то и перенять у других, не теряя собственной оригинальности и идентичности.
Ганновер, Германия |