|
Алла Иванилова
Если верить отечественным чиновникам, то в республике с каждым годом улучшается техническое состояние автомобильных дорог, гражданская авиация переходит на современные международные стандарты, медленно, но идет обновление техники. Однако в условиях финансового кризиса наиболее перспективными являются железнодорожная отрасль и малая авиация. А здесь как раз больше всего проблем
Вагон бежит,
качается
В Министерстве транспорта и коммуникаций считают, что транспортная отрасль в посткризисный период может стать одним из локомотивов роста экономики. Ведомство отразило это в предложениях к разрабатываемому правительством проекту Стратегии развития страны до 2020 года. Однако на сегодняшний день железнодорожная отрасль находится в критическом состоянии, нуждаясь в локомотивах, вагонах и новых путях.
Износ подвижного состава составляет 70 процентов, 20 процентов железных дорог (2,3 тысячи километров из общих 14,3) требуют капитального ремонта. А ведь если посмотреть мировую статистику крупных железнодорожных аварий, то основная их причина - изношенность подвижного состава и путей.
Комитет транспортного контроля (КТК) Министерства транспорта и коммуникаций недавно подвел итоги девяти месяцев. В ходе проверок за период с января по сентябрь выявлено 17204 нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность железнодорожного транспорта.
В соответствии с требованием Закона “О железнодорожном транспорте” безопасность движения должна обеспечиваться комплексом организационных и технических мероприятий, направленных на создание условий безаварийной работы и содержания в исправности магистральной железнодорожной сети и т.д. Однако данные требования владельцами железнодорожных подъездных путей игнорируются. Так, за три квартала текущего года на железных дорогах республики из-за несоблюдения требований безопасности движения на магистральных путях при производстве маневровых работ было повреждено 62 вагона, а также при погрузке и выгрузке вагонов на железнодорожных подъездных путях - 76 вагонов.
Содержание верхнего строения магистральных путей также желает лучшего. Только из-за действующих предупреждений на ограничение скорости движения на скоростном участке Алматы - Астана за девять месяцев текущего года зарегистрировано 215 случаев задержки скоростного пассажирского поезда “Тальго”. С начала года по вине отраслевых служб национальной компании “Казахстан Темир Жолы” в пути следования задержано 3134 пассажирских поезда.
В целях обеспечения безопасности движения, а также устранения последствий возможных аварий Комитетом транспортного контроля за прошедший период текущего года приняты запретные меры по эксплуатации 183 локомотивов, 906 вагонов и 122 единиц специальной путевой техники.
Кроме того, в результате проведенных проверок частных перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, также выявлены факты неисполнения требований Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Одним из многочисленных примеров является нарушение, выявленное в октябре в ходе проверки одного из пассажирских поездов сообщением Актобе - Мангышлак. В поезде находились 105 безбилетных пассажиров, в основном граждан Узбекистана. У них не только не было проездного документа, но и были просрочены сроки пребывания в Казахстане. Данный маршрут обслуживается частным перевозчиком.
|
Дайте скорому дорогу |
Малая авиация - большие проблемы
Малая авиация была и остается самым востребованным видом транспорта в таком значимом секторе экономики страны, как сельское хозяйство.
В 70-80-х годах общее количество самолетов малой авиации в Казахстане, таких, как “Ан-2”, “Як-12”, “Морава”, составляло порядка 700 единиц. Действовало более 400 аэродромов местных воздушных линий. Ряд аэродромов имели искусственные взлетно-посадочные полосы, развитую инфраструктуру, контрольно-диспетчерские пункты, метеостанции. Из каждого областного аэропорта ежедневно осуществлялись от 10 до 15 регулярных рейсов в отдаленные районы. Велось постоянное дежурство санитарной авиации.
В настоящее время ситуация иная: при парке в 355 единиц значительно сокращена география полетов. Несмотря на то, что авиакомпании расширили спектр оказываемых услуг, самолеты в основном задействованы на авиационно-химических работах (по оценкам специалистов сельского хозяйства, проведение авиационно-химических работ, особенно прополки и подкормки, повышает урожайность зерновых до 35 процентов с гектара). Отсутствие заказов сказалось на качественном уровне авиапарка.
Дальнейшее развитие малой авиации представители Комитета гражданской авиации в первую очередь связывают с принятием нового закона “Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации”, проект которого находится на рассмотрении в мажилисе парламента. Кроме того, в соответствии с Планом комплексных мер развития отрасли гражданской авиации на 2009-2011 годы совместно с акиматами регионов планируется разработать Концепцию развития малой авиации. Принять участие в создании этого документа приглашены представители авиакомпаний, ассоциаций, учебных центров и заведений.
Пока же принят ряд рекомендаций, направленных на развитие отечественной малой авиации. В их числе обновление парка воздушных судов, изучение спроса на местные авиаперевозки в регионах с определением конкретных авиамаршрутов и аэродромов. Чиновники намерены организовать в регионах центры по подготовке и переподготовке летного и технического состава, а также по техническому обслуживанию воздушных судов малой авиации. Кроме того, прорабатывается вопрос создания в Казахстане предприятия по сборке сельскохозяйственных самолетов.
Астана
Транспортная система, как и рыба, гниет с головы. Такой “головой” являются кадры. Сегодня железнодорожный транспорт находится “под крылом” государственной компании. Нацкомпания “Казахстан Темир Жолы” всегда была в центре коррупционных скандалов. Достаточно вспомнить последнее громкое дело в отношении экс-главы КТЖ Жаксыбека Кулекеева, который по совокупности предъявленных ему обвинений за злоупотребление должностными полномочиями в ноябре прошлого года был осужден на три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и лишением в дальнейшем права занимать руководящие должности 5 лет.
Дело, впрочем, отнюдь не только в первых руководителях. Достаточно проехаться меж двух столиц на упомянутом поезде “Тальго”, большую часть пассажиров которого составляют казахстанские чиновники, и послушать, о чем они говорят, чтобы убедиться: все заботы работников госкомпаний не о корпоративных интересах, а исключительно о личном благосостоянии. Как получить откат, как обеспечить победу на тендере “нужной” фирме и т.п. - вот о чем говорят между собой молодые и перспективные сотрудники. Ну а те, кто постарше и поопытнее, не говорят - делают молча.
Пока в национальной компании серьезно не займутся кадровой политикой, железнодорожная отрасль страны будет пребывать в критическом состоянии. А ведь от работы этих чиновников зависит национальная безопасность страны. Возможно, правительству стоит подумать о создании в государственных компаниях управлений собственной безопасности (наподобие тех, что существуют в силовых структурах), которые следили бы за чистоплотностью работников. А тогда, глядишь, и вагоны бы чаще стали обновляться, и железные дороги ремонтироваться. |