|
Ярослава Науменко
Азиатские игры близятся, однако казахстанская противолавинная служба до сих пор вынуждена работать по методикам, внедренным еще в 1967 году... Каждый год в апреле-мае наблюдается очень тревожная ситуация при спуске лавин. Самое страшное: при выполнении этих работ постоянно гибнут люди
Спуском лавин у нас до сих пор занимаются по старинке: берут взрывчатку и отправляются с ней в горы. В экспедиции участвуют люди, не всегда подготовленные к таким восхождениям, поэтому идут долго и трудно. К тому времени, пока добредут по пояс в снегу до нужного места, за неделю выпавший снег спрессуется, “устоится” и в виде лавины падать на голову лыжникам уже не собирается. Но чуть оттепель - и потом смерзшийся склон вновь становится смертельно опасным.
В эту “рулетку” мы играем уже несколько десятилетий, однако мировые состязания просто обязывают прекратить халатно относиться к безопасности людей. Если, не дай бог, во время Азиады случится ЧП, нам больше не видать зарубежных туристов.
Какие технологии для предотвращения схода лавин используют в мире? Во-первых, это военная техника - зенитки и минометы. Однако эта техника и ее снаряды рассчитаны на осколочное поражение. И то, что работает в горах Кавказа, смертельно опасно у нас - рядом с канатными дорогами и лыжными трассами. Если снаряды не рассекут, а только надрежут тросы, те могут лопнуть спустя время.
Второй вариант (популярный в Альпах) - установки “газекс”. На склоне ставят обращенную вниз трубу, к ней по трубам закачивают пропан и кислород. Эта смесь после специального сигнала дает хорошую резкую вспышку, которая бьет по склону из трубы. Лавина от удара сходит. Но в наших условиях это тоже не самое лучшее решение. Снегопады в Альпах благодаря соседству гор с Атлантикой весьма обильные, глубина выпавшего снега достигает метра и больше. У нас снега выпадает в разы меньше, по 20 сантиметров за снегопад, поэтому для того, чтобы “газекс” сработал (ему нужна приличная толщина покрова), нужно ждать, когда снежок накопится. К тому времени он успевает спрессоваться, и вспышка из трубы не выводит его из состояния равновесия. Лавина не сходит, наоборот, в этом месте снег еще больше уплотняется, по нему можно ездить на машине - не провалишься. Этот небольшой участок возле трубы становится абсолютно защищенным от лавин, а вокруг по-прежнему будет опасно. Поэтому в Альпах система работает, а у нас не будет.
|
Снежный ком |
- Нам нужны дистанционные методы, - считает гляциолог Борис Крутских, который 12 лет работал с “лавинщиками”-практиками, в том числе в Гидромете. - Я ездил по всему миру и наблюдал, какие методы используют в разных странах. Самым оптимальным вариантом можно считать американскую систему “Аваланчер”, созданную в Штатах еще 47 лет назад. Разработана она была по прообразу устройства для тренировок бейсболистов, которое сжатым воздухом кидает мячи.
Мобильная “пушка”, по словам специалиста, лишена всех недостатков ее прообразов: это не военная техника, в пластиковую капуслу закладывается гражданская взрывчатка, безосколочная оболочка, дальность небольшая, а значит, даже в случае ошибки наводки заряд не улетит слишком далеко. В заряд вкладывается радиомаячок, и если вдруг он не разорвется, его всегда можно будет найти под снегом, подкопать, рядом положить шашку и взорвать.
Что еще важно: французские бизнесмены предлагают поставить в алматинских горах “газекс” по 250 тысяч долларов за трубу, а в ВТО американская система стоит всего 18 тысяч долларов (плюс 7 долларов за оболочку каждой ракеты). И газовых трубок на склон нужно, как минимум, пять-десять, в то время как мобильный “Аваланчер” справится со всем и один.
В МЧС, куда Борис Крутских направил свое предложение, ответили, что метод перспективен и надо бы перейти на дистанционный сброс лавин, “но в этом году фондов нет, будем ваше предложение иметь в виду на будущее”.
Пока чиновники не спешат определяться с тем, какую систему нам нужно внедрить, последствия такой нерасторопности продемонстрировала ситуация в Восточном Казахстане. В начале этого года в Усть-Каменогорске под лавину попали несколько журналистов, приехавших на показательный спуск. Один человек, взрывник, погиб. Тогда снежная лавина внезапно сдвинулась с места и обрушилась на людей, стоявших внизу... |