|
Ярослава Науменко
Топливный кризис медленно отступает - доля российского бензина в импорте растет. В верхах, наконец, заговорили о том, что рано или поздно Казахстану придется отпустить цену на бензин в свободное плавание. Озвучил эту перспективу сам Сауат Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов
На встрече с премьер-министром Мынбаев заметил, что пора отпустить на свободу цены на ГСМ, потому что из-за принудительного их сохранения на низком уровне россияне перестали поставлять в республику свой бензин и авиакеросин. А наш внутренний рынок топлива зависит от этих поставок на 40 процентов.
- При том, что на наших заводах нет физической возможности обеспечить весь этот объем производства, - сказал министр. - Я уже не говорю о том, что порядка 45 процентов нефти, которая у нас потребляется и из которой вырабатываются нефтепродукты, - это российская нефть.
Карим Масимов ответа пока не дал. Оно и понятно: главе правительства совершенно не хочется принимать на себя ответственность за это непопулярное решение, ведь за бензином подорожают товары и услуги.
Как объяснили в компании “Гелиос”, отгрузки бензина на внутренний рынок за последние четыре месяца составили около 966 000 тонн (включая импорт). Ранее было отгружено 1 103 000 тонн, на 14 процентов больше. Из объема снижения (137 000 тонн) 82 процента - это сокращение по российскому импорту. Особенно дефицит усилился в сентябре, так как импорт топлива уменьшился на 30 процентов по сравнению с августом.
Как отметили в “Гелиосе”, если острый дефицит по топливу Аи-92/93 еще объясним (в связи с сокращением ввоза российского высокооктанового бензина), то дефицит Аи-80 на рынке Казахстана вызван отнюдь не рыночными инструментами. Многие поставщики, пытаясь компенсировать нехватку высокооктанового топлива, начали огромными партиями скупать восьмидесятый бензин (его и в Казахстане, и в России производят более чем достаточно) и добавлять в него запрещенные присадки, чтобы догнать топливо до нужного октанового числа и продать под видом высокооктанового.
|
Ходовой товар |
Внесли свою лепту во всеобщие невеселые настроения и депутаты. Один предложил кардинальную меру - запретить и вовсе экспорт нефти. Народный избранник, наверное, не в курсе, что, например, Павлодарский нефтехимический завод казахстанскую нефть перерабатывать не может, а два других - Шымкентский и Атырауский - хотя и работают на максимальной мощности, все равно не смогут обеспечить страну высокооктаном в достаточной мере.
Если отбросить невозможность этой меры по причине подписанных на десятилетия контрактов (которые по закону являются неприкосновенными), то нам все равно не хватит своих мощностей для переработки такого невероятного объема нефти. И бюджет страны после таких депутатских предложений “съежится” как минимум на 60 процентов.
Председатель Нацбанка Григорий Марченко, которого журналисты попросили прокомментировать ситуацию со стоимостью бензина, ответил - его ведомство этим вопросом не занимается, да и удорожание одного товара на индексе потребительских цен (который складывается из более чем 500 позиций) сильно сказаться не может. “Но, естественно, - продолжил Марченко, - когда растут цены на ГСМ, начинают двигаться и другие позиции. Те, кто потребляет топливо, могут увеличивать отпускные цены на свои товары. С точки зрения индекса потребительских цен, основные позиции роста - продукты питания, коммунальные тарифы, цена бензина. И они могут двигать остальные цены в течение нескольких месяцев в ту или другую сторону”.
В общем, нам пора морально готовиться к тому, что цена бензина должна вырасти в полтора-два раза. Средняя цена одного литра 93-го в России составляет 22 рубля (112 тенге). Стоимость литра 95-го выше - от 24 рублей (123 тенге), в Иркутске и того больше - 34 рубля (174 тенге). По Казахстану: в среднем 72 и 96 тенге за литр соответственно (это на 55 и 20 процентов ниже российских цен). Чтобы воодушевить продавцов везти бензин в Казахстан, наши цены должны быть как минимум на 15 процентов выше российских. Чтобы окупить доставку и дать хоть какую-то прибыль.
В “Гелиосе” считают: объективная розничная цена на бензин Аи-92 (при марже минимум 5 тенге на литр) должна составлять хотя бы 92-93 тенге. Чтобы исключить факты компаундирования недобросовестных продавцов Аи-80 с запрещенными присадками, разница в цене между Аи-80 и Аи-92/93 должна быть не более 12-15 тенге, то есть цена на Аи-80 должна быть около 78-80 тенге. В свою очередь цена на топливо марок Аи-96 и Аи-98 сама будет отрегулирована рыночными механизмами, как это всегда происходит. Рынок должен быть гибким и быстро реагировать на изменившиеся цены в соседних государствах, это позволит компенсировать недостающие объемы ГСМ.
Многие сети АЗС в сегодняшних условиях уже работают с нулевой прибылью. В таких жестких условиях смогут удержаться “на плаву” только крупные компании, мелких просто вытеснят с рынка, что снизит конкурентную среду и увеличит количество суррогатного топлива - уверены эксперты. В общем, если мы как можно скорее не дадим рынку уравновесить стоимость топлива, то “нарегулируем” ситуацию до такого состояния, когда бензина не будет даже на выезд пожарных, полиции и скорой.
Наше незавидное положение берет истоки и в российских топливных проблемах. Так, совсем недавно Федеральная антимонопольная служба России зафиксировала многочисленные факты немотивированного завышения цен на бензин сразу в нескольких регионах. Торговые розничные надбавки многих крупных трейдеров выросли за год в 2-3 раза. Это принесло компаниям огромную прибыль - соизмеримую с балансовой стоимостью основных средств. А поэтому нарушителей не останавливают даже многомиллионные штрафы: прибыль все равно их покрывает.
Да, мы завязаны на российский рынок и не можем на него влиять. Почему самый дешевый бензин в мире - в Саудовской Аравии, Туркмении, Венесуэле, Иране, Ливии и других восточных странах? Отнюдь не только потому, что они богаты нефтью. Розничная цена бензина там гораздо ниже стоимости нефти. И все это благодаря осознанной государственной политике и отмене налогов на производство и продажу бензина. Вот и получается, что в Венесуэле литр стоит по-нашему 5 тенге, в Иране - 15, Ливии - 15, Азербайджане - 30. Государство, как мы видим, имеет моральное право вводить вот такие нерыночные ограничения, и много где в мире это реализовано успешно.
Осмелимся предложить Казахстану свой вариант решения проблемы. Если невозможно обойтись без “подстройки” к российскому рынку, это нужно сделать. Но сделать грамотно. Можно отпустить цены на бензин, но продавать его по-разному двум различным категориям казахстанцев.
Первый вариант - “бюджетный”, он же экономный. Фактически это будет казахстанский бензин, который будет отпускаться, скажем так, по внутренним ценам ниже рыночных. Кто нуждается в такой поддержке? Простые казахстанцы на недорогих, небольших “рабочих лошадках”, весь госсектор, в том числе полиция, противопожарная служба, медики, общественный транспорт и т.д. Дополнительно следует определить ежемесячную норму бензина для каждого гражданина, которую он может выкупить по сниженной цене. И если даже вдруг кто-то решит поставить машину на “прикол”, продав свой объем топлива другому, в масштабе страны это будет “мелочь”.
Беспокоиться о второй группе смысла нет, напротив, это даже вредно. Речь идет об обеспеченных казахстанцах, которые владеют одной или несколькими машинами с мощными, объемными двигателями. Ведь дефицит высокооктанового бензина сложился именно из-за резкого роста числа прожорливых машин “премиум-класса”, которые в огромных количествах завозить в страну начали новоиспеченные богачи. Именно они и должны покупать бензин по международной цене.
Хозяева мощных дорогих машин с большими объемами двигателей не обеднеют, даже если бензин вырастет в три раза. Заодно для них это будет своеобразный “налог на роскошь”, который покажет, что давно пора обзаводиться экономичными малолитражками вместо огромных джипов. И такие тенденции наблюдаются сейчас во всем мире.
А карточки, в свою очередь, помогут определить объем бензина для каждого из автовладельцев, который “проспонсирует” государство. Эта мера поможет поддержать тех, кто “баранкой” зарабатывает своей семье на жизнь, то есть мы решим важный социальный аспект. Все, что сверх нормы - на катания по вечернему городу, отдых на природе и многое другое на машинах объемом 4500 - 6000 кубиков - будьте добры, из собственного кармана и по “полной” цене. В конце-концов, платят же в Израиле нашими 220 тенге за литр, в Австрии и Швеции - 180, Польше - 160, Турции - 280.
Новая “бензиновая политика”, вероятно, даст вздохнуть и измученным легким мегаполисов. Кто-то решит, что экономнее передвигаться на велосипеде, кто-то захочет прогуляться до работы двадцать минут пешком, кто-то вообще откажется от машины, предпочтя ей метро или автобус. Тоже вариант, почему бы и нет? Получается, государство все равно останется в выигрыше: налоги от продажи более дорогого бензина будут выше.
Может возникнуть вопрос, как станет работать эта система? Нам кажется, что это довольно просто: весь транспорт ведь зарегистрирован, и при постановке на учет личного автомобиля человек получает карточку на топливо, которая “привязана” именно к этой машине. Продал, снял с учета - карта изымается.
В общем, если мы не хотим, чтобы бензиновые проблемы из года в год все больше росли подобно снежному кому, нужно эффективное и простое решение. Отпустить цены и одновременно ввести карты - пока, на наш взгляд, самое приемлемое из всех. |