|
Ботагоз Омар
В Казахстане на законодательном уровне предполагается ввести дифференцированный подход при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Однако здесь открытым остается вопрос определения норм потребления ресурсов. По мнению депутатов, именно от него зависит не только уровень тарифов для населения, но и возможность ведения малого и среднего бизнеса
Первыми такой дифференцированный подход в рамках пилотного проекта ввели власти Алматы. Выяснилось, что при новой системе экономия воды составляет 4,5 процента. Данный опыт был представлен главе государства на совещании в Алматы в апреле текущего года, после чего Нурсултан Назарбаев распорядился внедрить его по всей территории страны. Сегодня дифференцированные тарифы по группам потребителей введены в Атырау, Павлодаре, Щучинске, с 1 сентября этого года - в Усть-Каменогорске, а с 1 октября - в Кызылорде, Зыряновске и Петропавловске.
Чтобы оформить данную тенденцию на юридическом уровне, Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) подготовило законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон “О естественных монополиях и регулируемых рынках”. По словам главы АРЕМа Нурлана Алдабергенова, который на этой неделе представил документ мажилисменам, главная его цель - побудить физические лица экономить водные и энергетические запасы.
Дифференцированные тарифы подразделяются по группам потребителей на 4 категории, к которым относятся бани, сауны, автомойки, бюджетные организации, предприятия теплоэнергетики, а также промышленные организации и другие юридические лица. Учитывая данный подход, который был внедрен в Алматы, депутаты выразили обеспокоенность, что он приведет к банкротству предприятий малого и среднего бизнеса.
“Вы развиваете по примеру Алматы, а я возьму Караганду, угольные шахты. Очень много воды потребляется, потому что смена выезжает 1200 человек, им надо помыться после шахты, - заметил депутат Мухтар Тиникеев. - Когда был Советский Союз, у нас частенько воды не было. А сейчас хозяин просто сам будет кран перекрывать для того, чтобы экономить эту воду”.
Депутат Иван Чиркалин обрисовал ситуацию на примере бань и саун. “Если нормативно установили примерно 100 человек, а сегодня 150 помылись, условно говоря, пошел перерасход воды. Интересный подход. А с автомойками? Сегодня по улицам грязные машины ездят - разносчики всего, а такого ни в одном городе не увидите, подчеркнул мажилисмен. - Завтра все автомойки закроются! Это вопрос социальный. Дальше. Вы почему-то собираетесь дифференцировать бюджетные организации. Но в школах, больницах есть СНИПы. Каким образом вы хотите их отменить?”
Депутаты не раз подчеркивали, что они не против дифференцированного подхода, однако вопрос, касающийся нормативов, они намерены прописать особенно тщательно. Подробно эти темы будут обсуждаться на рабочих группах.
Однако в презентации законопроекта акцент был сделан не только на экономии. По словам Нурлана Алдабергенова, некоторые новшества, применяемые, кстати, в Западной Европе, позволят привлечь инвесторов в этот сектор. В частности, АРЕМ намерен дать право энергетикам самостоятельно снижать и повышать цены на свои услуги - не выше, правда, обоснованной цены (с предоставлением в уполномоченный орган только информации об этом).
Однако последнее вызвало критику со стороны депутатов. “Мы предлагаем субъектам регулируемого рынка самостоятельно снижать и повышать цены на производимые товары, работы и услуги. Я не нахожу подходящего слова, чтобы оценить ваш шаг, чтобы отдать это на откуп им, - возмутился депутат Мухтар Тиникеев. - По бензину мы знаем, каждый раз цены у нас повышаются. Якобы пройдет уборочная страда или посевная, бензин вернется. Никогда не возвращается. И здесь, я думаю, мы столкнемся с теми же проблемами. Мы повышаем инвестиционную привлекательность в этой отрасли опять за счет народа”.
Астана |