Юлиана Жихорь
Европа пытается ускорить транзит грузов через территорию СНГ, предлагая воспользоваться современными достижениями IT-технологий. Внедрить этакий электронный паспорт машины с грузом, который будет передаваться от одного таможенного поста другому по Интернету.
Правда, про возможность “дозагрузки” фур “дополнительной продукцией” типа наркотиков в Европе как-то не подумали
Предложение было озвучено в начале недели в Астане на первой подготовительной конференции к XVIII Экономико-экологическому форуму ОБСЕ. Автором его стал координатор экономической и экологической деятельности организации Горан Свиланович.
По его словам, для реализации всех планов по ускоренной доставке грузов по транспортному коридору Западный Китай - Западная Европа требуется мелочь - ввести систему передачи данных о грузе на пути всего его следования на таможенных постах и научить постсоветских пограничников и таможенников пользоваться достижениями компьютерной эры.
“Представьте, - рисовал он радужную картину будущего, - что грузовик выезжает с грузом из Пекина, а по таможенным постам передается полная информация об этой машине и грузе. Если бы была возможность отследить любую информацию о любом грузовике, который подъезжает к границе, не было бы необходимости останавливать его, и это само по себе устранило бы коррупцию”.
Однако казахстанская сторона приняла подобную идею с настороженностью. Учитывая, что через нашу территорию проходит немалая часть трафика афганского героина, тщательная проверка грузов перед въездом авто в Казахстан и перед выездом с нашей территории - необходимость. Причем это важно для стран ОБСЕ не меньше, чем для самого Казахстана.
Однако отказываться от идеи безостановочного транзита Европа не собирается. А потому сейчас разрабатывает законодательные акты в области сотрудничества между странами - участницами организации по искоренению коррупции в пунктах пересечения границ.
|
Дорога XXI века |
Но до этих идеальных, в представлении Свилановича, общественных отношений странам СНГ еще далеко. Тем более что на постсоветском пространстве никак не могут договориться об одном для всех порядке транзита грузов автомобильным транспортом. Вроде и понимание необходимости “общего языка” есть, а вот продвижек на пути его внедрения пока не заметно. К тому же между разными странами ЕврАзЭС действуют разные системы выдачи разрешений: кто-то выдает таковые по первому требованию, а кто-то - “на условиях взаимности”.
“Таким образом, общий правовой режим осуществления международного автомобильного сообщения до настоящего времени не унифицирован, разнородные правовые режимы, создаваемые действующими межправительственными двусторонними соглашениями, несмотря на свой взаимный преференциальный характер, ущемляют права других членов сообщества и, следовательно, являются по своей сути дискриминационными с точки зрения создания единого транспортного пространства”, - заявил заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Мурат Мусатаев.
Правда, кое-какие сдвиги в сторону унификации законодательства уже есть. Участники ЕврАзЭС давно договорились присоединиться к 25 международным договорам и конвенциям, регулирующим всю сферу автоперевозок. Однако до настоящего времени ни одно государство так и не ратифицировало все 25 документов. (Больше всего в этом вопросе продвинулась Россия, присоединившаяся к 20 договорам и конвенциям, Казахстан ратифицировал 13 документов, Беларусь - 18, Кыргызстан - 8, Таджикистан - всего 4.)
В общем, технологии будущего для постсоветского пространства могут так и остаться в будущем. Ведь мы до сих пор не можем разобраться в старых дрязгах.
Астана |