ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Человеческий товар Исследования

Вещные темы Андрея Губенко
Через пару лет Казахстан, по замыслу наших чиновников, должен стать туристской сверхдержавой. На прошедшей недавно в Астане Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации была озвучена увесистая цифра: уже в 2011 году наша страна рассчитывает принять 14 миллионов иностранных гостей. Для сравнения: это почти столько, сколько в год посещают Лондон, и больше - чем всю Германию. Осилим ли?

alt
В 1855 году некий Кук, британский подданный, организовал первую на свете международную туристскую поездку, отправив желающих на Всемирную Парижскую выставку. Благодаря чему, собственно, это событие и вошло в историю. Помните, Мокий Парменыч в “Жестоком романсе” так прокомментировал его: “Хорошо бы с Ларисой Дмитриевной в Париж прокатиться, на выставку...”
Итак, массовый туризм, как и многое другое, как футбол, конституционную монархию и хард-рок, придумали англичане. Однако, как и в случае с футболом (а в каком-то смысле - и с конституционной монархией), изобретательней распорядились ноу-хау другие народы. Мы, например
Вообще-то Казахстан никогда особой популярностью у привередливых интуристов не пользовался. И забрались мы от мировых столиц далековато, и климат у нас резко- (если не сказать - грубо-) континентальный, да, собственно, и дорог комфортных, туриста не отпугивающих, сюда долгое время - от хиджры до революции - не было.
Впрочем, и после революции Коммунистическая партия строить здесь курорты не спешила. Ведь из-за железного занавеса иноземцев в страну практически не пускали, а для отдыха советских трудящихся в СССР были предусмотрены другие союзные республики. За пляжным моционом граждане отправлялись в Крым и Сочи, за музейным променадом - в город на Неве, ну а потянуло Ленина увидеть - на Красную площадь. За западной атмосферой ехали в Прибалтику, за восточной экзотикой - в Бухару с Самаркандом. Лакировали же впечатления Золотым кольцом.
Так что до Казахстана у отдыхающих просто очередь не доходила. И вообще, в нашу республику тогда посылали в основном работать. Плюс секретный Байконур. Плюс радиоактивный Семипалатинск (откуда поговорка: в Семее не без уродов). В общем, имидж у республики сложился не тот, не туристический.
Тем еще более героическими представляются усилия, предпринимаемые правительством в последние годы. А точнее - с миллениума, когда, собственно, тезис о превращении Казахстана в туристическую сверхдержаву и пошел гулять по чиновничьим кабинетам.
И сразу же был выработан свой собственный, неповторимый стиль, обогативший международную практику туризма. Соль его заключается в следующем. Туризм, а вернее, турбизнес, на остальные, традиционные отрасли экономики мало похож. Ибо предприятие это весьма ушлое, не требующее ни сырья, ни фабрик с машинами, а, напротив, позволяет зарабатывать на материях зыбких и невесомых: на красоте, тяге к перемене мест, любознательности, на морских горизонтах, в конце концов.
Правда, даже столь мистическому товару требуется какая-то обертка: сервисная инфраструктура, например. Но то за границей, на Западе (или, скажем, Востоке). В казахстанской же интерпретации идея турбизнеса доведена до совершенства, до абсолюта, так как не предполагает вообще (!) никаких инвестиций, никакой грубой материи. Например, отели-мотели, дороги и прочие удобства существуют пока только на бумаге, как и весь казахстанский туризм, а кампания по его развитию может приносить доходы уже сейчас.
В частности, именно такая логика прослеживалась в памятных и, на первый взгляд, экстравагантных инициативах правительства взимать денежный сбор с граждан, пожелавших отдохнуть за границей. Инициативы эти, если кто забыл, предлагались десять лет назад, якобы чтоб переориентировать потоки несознательных казахстанцев с зарубежных на отечественные пляжи. Но в действительности, думаем, отнюдь не из ревнивого патриотизма родилась та прогрессивная мысль - вовсе не для того, чтоб отбить охоту Родине изменять с чужой волной! Нет, то была исключительно экономическая теория, чистая, как прибыль: брать пошлину за эксплуатацию заморского солнца, своими руками жар чужой загребать.
Правда, никакой пошлины в итоге так и не ввели - консервативное общество оказалось не готово к экспериментам чиновников-авангардистов. Но почин был сделан, идеалы - обозначены.
Генерировались затем и другие многообещающие проекты: казахстанская Анталья, например... Но, похоже, именно теперь (в связи с мировым кризисом, надо полагать) наполеоновские планы по завоеванию богатеньких заграничных буратин достигли апофеоза. Шутка ли - уже к 2011 году, согласно оптимистичным рапортам чиновников, число зарубежных гостей в стране планируется довести до 14 миллионов! Для сравнения: Великобританию в год посещают вполне адекватные двадцать пять миллионов интуристов, Германию - скромные одиннадцать, Францию, правда, все рекордные семьдесят пять, но там и гостиниц двадцать тысяч - против наших полутора...
Однако дело не только в увесистой цифре, приятной тяжестью украшающей доклады. Не менее интересно и то, чем соблазнится, по замыслу авторов концепции, этот многомиллионный интернациональный десант.
Ведь можно было опереться в расчетах на реальные достопримечательности, благо таковые имеются (несмотря даже на вышеупомянутую историко-географическую изолированность Казахстана от международных туристских трафиков) - ну там, Боровое, Медео, Чарын и далее по списку. Но в том-то и штука, что оперировать уже существующими объектами (требующими лишь инфраструктурной “доводки”) означало бы для наших чиновников отказаться от казахстанского фирменного стиля - ставить себе, искушенным аппаратным волшебникам, только фантастические, практически невыполнимые задачи.
Так и появился проект “Шелковый путь” - попытка сделать глобальный туристический бренд из 12 тысяч километров проселочных дорог. Правда, что-то подобное в мире уже было - сто лет назад, когда благодаря возросшей моде на океанские круизы громадные лайнеры, всякие там “Мавритании” и “Лузитании” стали перевозить досужих пассажиров по старинным маршрутам Лейфа Эйриксона, Христофора Колумба и Альваро Менданьи. Но в 1912 году репутацию аттракциону подпортил “Титаник”, и вскоре спрос упал.
Похоже, кто-то наткнулся на эту историю в архивах и решил попользоваться списанной технологией вековой давности. Впрочем, у нас преимущество - корабли пустыни не тонут.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение