|
Вещные темы Андрея Губенко
Через пару лет Казахстан, по замыслу наших чиновников, должен стать туристской сверхдержавой. На прошедшей недавно в Астане Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации была озвучена увесистая цифра: уже в 2011 году наша страна рассчитывает принять 14 миллионов иностранных гостей. Для сравнения: это почти столько, сколько в год посещают Лондон, и больше - чем всю Германию. Осилим ли?
В 1855 году некий Кук, британский подданный, организовал первую на свете международную туристскую поездку, отправив желающих на Всемирную Парижскую выставку. Благодаря чему, собственно, это событие и вошло в историю. Помните, Мокий Парменыч в “Жестоком романсе” так прокомментировал его: “Хорошо бы с Ларисой Дмитриевной в Париж прокатиться, на выставку...”
Итак, массовый туризм, как и многое другое, как футбол, конституционную монархию и хард-рок, придумали англичане. Однако, как и в случае с футболом (а в каком-то смысле - и с конституционной монархией), изобретательней распорядились ноу-хау другие народы. Мы, например
Вообще-то Казахстан никогда особой популярностью у привередливых интуристов не пользовался. И забрались мы от мировых столиц далековато, и климат у нас резко- (если не сказать - грубо-) континентальный, да, собственно, и дорог комфортных, туриста не отпугивающих, сюда долгое время - от хиджры до революции - не было.
Впрочем, и после революции Коммунистическая партия строить здесь курорты не спешила. Ведь из-за железного занавеса иноземцев в страну практически не пускали, а для отдыха советских трудящихся в СССР были предусмотрены другие союзные республики. За пляжным моционом граждане отправлялись в Крым и Сочи, за музейным променадом - в город на Неве, ну а потянуло Ленина увидеть - на Красную площадь. За западной атмосферой ехали в Прибалтику, за восточной экзотикой - в Бухару с Самаркандом. Лакировали же впечатления Золотым кольцом.
Так что до Казахстана у отдыхающих просто очередь не доходила. И вообще, в нашу республику тогда посылали в основном работать. Плюс секретный Байконур. Плюс радиоактивный Семипалатинск (откуда поговорка: в Семее не без уродов). В общем, имидж у республики сложился не тот, не туристический.
Тем еще более героическими представляются усилия, предпринимаемые правительством в последние годы. А точнее - с миллениума, когда, собственно, тезис о превращении Казахстана в туристическую сверхдержаву и пошел гулять по чиновничьим кабинетам.
И сразу же был выработан свой собственный, неповторимый стиль, обогативший международную практику туризма. Соль его заключается в следующем. Туризм, а вернее, турбизнес, на остальные, традиционные отрасли экономики мало похож. Ибо предприятие это весьма ушлое, не требующее ни сырья, ни фабрик с машинами, а, напротив, позволяет зарабатывать на материях зыбких и невесомых: на красоте, тяге к перемене мест, любознательности, на морских горизонтах, в конце концов.
Правда, даже столь мистическому товару требуется какая-то обертка: сервисная инфраструктура, например. Но то за границей, на Западе (или, скажем, Востоке). В казахстанской же интерпретации идея турбизнеса доведена до совершенства, до абсолюта, так как не предполагает вообще (!) никаких инвестиций, никакой грубой материи. Например, отели-мотели, дороги и прочие удобства существуют пока только на бумаге, как и весь казахстанский туризм, а кампания по его развитию может приносить доходы уже сейчас.
В частности, именно такая логика прослеживалась в памятных и, на первый взгляд, экстравагантных инициативах правительства взимать денежный сбор с граждан, пожелавших отдохнуть за границей. Инициативы эти, если кто забыл, предлагались десять лет назад, якобы чтоб переориентировать потоки несознательных казахстанцев с зарубежных на отечественные пляжи. Но в действительности, думаем, отнюдь не из ревнивого патриотизма родилась та прогрессивная мысль - вовсе не для того, чтоб отбить охоту Родине изменять с чужой волной! Нет, то была исключительно экономическая теория, чистая, как прибыль: брать пошлину за эксплуатацию заморского солнца, своими руками жар чужой загребать.
Правда, никакой пошлины в итоге так и не ввели - консервативное общество оказалось не готово к экспериментам чиновников-авангардистов. Но почин был сделан, идеалы - обозначены.
Генерировались затем и другие многообещающие проекты: казахстанская Анталья, например... Но, похоже, именно теперь (в связи с мировым кризисом, надо полагать) наполеоновские планы по завоеванию богатеньких заграничных буратин достигли апофеоза. Шутка ли - уже к 2011 году, согласно оптимистичным рапортам чиновников, число зарубежных гостей в стране планируется довести до 14 миллионов! Для сравнения: Великобританию в год посещают вполне адекватные двадцать пять миллионов интуристов, Германию - скромные одиннадцать, Францию, правда, все рекордные семьдесят пять, но там и гостиниц двадцать тысяч - против наших полутора...
Однако дело не только в увесистой цифре, приятной тяжестью украшающей доклады. Не менее интересно и то, чем соблазнится, по замыслу авторов концепции, этот многомиллионный интернациональный десант.
Ведь можно было опереться в расчетах на реальные достопримечательности, благо таковые имеются (несмотря даже на вышеупомянутую историко-географическую изолированность Казахстана от международных туристских трафиков) - ну там, Боровое, Медео, Чарын и далее по списку. Но в том-то и штука, что оперировать уже существующими объектами (требующими лишь инфраструктурной “доводки”) означало бы для наших чиновников отказаться от казахстанского фирменного стиля - ставить себе, искушенным аппаратным волшебникам, только фантастические, практически невыполнимые задачи.
Так и появился проект “Шелковый путь” - попытка сделать глобальный туристический бренд из 12 тысяч километров проселочных дорог. Правда, что-то подобное в мире уже было - сто лет назад, когда благодаря возросшей моде на океанские круизы громадные лайнеры, всякие там “Мавритании” и “Лузитании” стали перевозить досужих пассажиров по старинным маршрутам Лейфа Эйриксона, Христофора Колумба и Альваро Менданьи. Но в 1912 году репутацию аттракциону подпортил “Титаник”, и вскоре спрос упал.
Похоже, кто-то наткнулся на эту историю в архивах и решил попользоваться списанной технологией вековой давности. Впрочем, у нас преимущество - корабли пустыни не тонут. |