Алла Иванилова
Наряду с ежегодными сообщениями об очередной волне массовой гибели тюленей на побережье Каспия появляются все новые и новые версии причин экологической катастрофы. Как оказалось, теперь этими вопросами занимается не Министерство экологии, а Министерство сельского хозяйства. Функции передаются. А проблема по-прежнему остается актуальной
Напомним, что более 2,5 года назад на побережье между месторождениями Каламкас и Каражанбас было найдено 968 мертвых тюленей, 75 процентов из которых составили детеныши. Как тогда гласила официальная версия, тюлени погибли от вируса чумы плотоядных.
В мае этого года на побережье Каспия в Тупкараганском районе Мангистауской области были обнаружены 353 тушки. Как и в предыдущие годы, версии причин происходящего были различными - от интенсивного рыболовства (в дыхательных путях животных был обнаружен песок, а это может означать, что животные утонули, запутавшись в рыболовных сетях) до разливов нефти.
А недавно министр охраны окружающей среды (ООС) Нургали Ашимов предположил, что гибель тюленей связана с потеплением климата. “Делали исследование биологи, метеорологи. Это связано с потеплением. Нет ледяного покрова. Это одна из точек зрения, - отметил главный эколог страны, отвечая на вопросы журналистов. - Это еще не окончательная точка зрения, не связанная с загрязнением вод Каспия”.
При этом Нургали Ашимов сообщил, что в настоящее время расследование гибели каспийских тюленей находится в компетенции Минсельхоза. “У нас после реорганизации министерств Комитет по воде и животному разнообразию перешел в ведение Министерства сельского хозяйства. Поэтому этот вопрос к господину Куришбаеву”, - добавил министр экологии.
Тем временем начальник управления контроля на водном транспорте Комитета транспортного контроля Минтранскома Ерлан Джумашев сообщил недавно, что в акватории Каспия и его прибрежной полосе суши зарегистрировано около 80 затонувших и брошенных судов общим весом более 54 тысяч тонн.
“По статистике, 60 процентов таких судов на своем борту имеют нефтепродукты, отходы производства, бытовой мусор. Вместе с тем затонувшие коррозирующие и гниющие останки имущества относятся к отходам производственной деятельности, захоронение которых в воде согласно статье 114 Водного кодекса Казахстана запрещено”, - отметил представитель Минтранскома. По данным пресс-службы данного ведомства, затонувшие суда оказывают определенное негативное влияние на гидрологическое и гидрохимическое состояние вод.
В этой связи Министерство транспорта и коммуникаций подготовило программу по обследованию дна казахстанского сектора Каспийского моря, предназначенную для подготовки организационно-технических решений по обнаружению и определению состояния затонувших судов с целью их дальнейшего подъема и удаления. “К сожалению, в условиях социально ориентированного бюджета соответствующая заявка министерства на финансирование в 2010 году данной программы обследования не была поддержана республиканской бюджетной комиссией. Однако министерство продолжит работу в рамках национальной комиссии по реагированию на нефтяные разливы”, - отметил Ерлан Джумашев.
Сами экологи, как представители МООС, так и лидеры общественных движений, в один голос твердят о необходимости организации системы государственного экологического мониторинга на Каспийском море. Председатель экологического движения “Табигат” Мэлс Елеусизов высказывает и более кардинальное предложение - и вовсе прекратить добычу нефти на Каспийском море. “Иначе мы уничтожим Каспий”, - считает эколог.
Астана |