|
Наталия Цой, Константин Маскаев
Проводя журналистское расследование по проблеме получения квот нуждающимися в срочной высокопрофессиональной помощи казахстанцами (статья “Квота на жизнь” в “НП” №39 от 2 октября 2009 года), мы столкнулись с не менее страшной бедой, которая вызывает нешуточную тревогу за здоровье нации. После переливания крови большинство детей оказываются инфицированными гепатитом С
Этот факт стал нам известен благодаря общению со специалистами минского медицинского центра, куда маленькие казахстанцы направляются с такими страшными диагнозами, как лейкоз и апластическая анемия. Родной Минздрав по ряду причин не в состоянии оказать этим детям высококвалифицированную помощь. Поэтому те пациенты, которым посчастливилось получить от государства квоту на лечение, отправляются за рубеж.
“Все казахстанские дети, которые приезжают к нам, прежде проходили лечение у себя на родине, в Казахстане. Там им делали и переливание крови. И практически все они инфицированы гепатитом С, а иногда и гепатитом B в придачу. Естественно, это осложняет лечение основного заболевания, но мы начинаем лечить и гепатит, - говорит Ольга Олейникова, директор Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии в городе Минске. - Мы не сообщаем о таких случаях, потому что это проблема не нашей страны, но мы пишем подробные выписки, где указано, что дети приезжают диагностированные гепатитом, и ваши специалисты могут узнать об этом из них (выписок). Но никакой реакции с вашей стороны пока еще не было”.
Как нам сообщили в министерстве, при отправке граждан республики на лечение за рубеж собираются все медицинские документы, анализы, заключения главных профильных специалистов. И на данный момент в Минздраве нет информации о случаях заражения гепатитом С. “Этот вопрос стоит на контроле в министерстве. И необходимо обязательно разобраться с этой серьезной ситуацией, потому что мы тщательно проверяем все анализы и только потом направляем в клиники через массу проверок”, - заверяют нас в Минздраве.
В упомянутый медицинский центр в Минске поступают пациенты из всех стран СНГ и частично из дальнего зарубежья. В Европе (и Беларуси, в частности) проблема гепатита, передаваемого продуктами крови, практически сведена на нет за счет хорошей трансфузиологической помощи и тестирования продуктов крови. В нашей стране, что бы там ни утверждали чиновники от медицины, этот вопрос остается открытым по сей день. Все чаще родители с ужасом узнают о том, что плюс к уже имеющейся трагедии теперь их дети болеют еще одним заболеванием, которое может привести к непоправимым последствиям. И никакие утверждения медперсонала о том, что кровь была “чистая и проверенная”, не могут вернуть маленьким пациентам их и так шаткое здоровье.
В Республиканском центре крови города Алматы нас заверили, что такое вообще невозможно. Серик Адылхан, заместитель директора РЦК сказал, что “даже при малейшем подозрении на наличие инфекции кровь отправляют в отделение карантинизации, а донора направляют на дообследование. И если это подозрение подтверждается, то данные владельца зараженной крови обязательно заносятся в базу, а продукты крови данного донора утилизируются”. При этом Серик Альмухамедович отметил, что “никто в мире не может дать 100-процентной гарантии абсолютной чистоты крови, и поэтому все, кто занят в службе крови, максимально стараются обезопасить переливаемые компоненты крови”.
Однако в неофициальных беседах врачи часто признаются, что иногда кровь приходится переливать, не дожидаясь выдержки нормативных сроков. Это происходит только в случае жизненной необходимости. Если перед врачом стоит дилемма ради спасения жизни пациента сделать прямое переливание от необследованного донора, то по моральным соображениям он пойдет на такой шаг. Лучше потом лечить инфекцию у живого человека, потому что мертвый в этом не нуждается.
Другая причина, которая может вызвать инфицирование пациентов, - это “блуждание” гепатита по отделению: в силу несоблюдения элементарных санитарных норм неиспользования разовых перчаток и инструмента, а также инфекция может быть внесена, например, через катетеры. И тогда все предыдущие мероприятия по обеспечению стерильности кровяного материала теряют всякий смысл.
Все навязчивее мысль о недобросовестности медицинских работников, об их небрежном отношении к своей работе, когда халатность всегда объясняется очень просто - низким заработком. Тогда возникает вполне логичный вопрос: “Зачем выбирать заведомо низкооплачиваемую профессию?”. Кроме того, это именно та область, где небрежность и халатность преступны и могут стоить кому-то здоровья и жизни.
P.S.
Мы все-таки надеемся получить комментарий Минздрава о ситуации с заражением детей гепатитом.
Гепатит - это воспалительное заболевание печени. Гепатит С (ранее назывался “гепатит ни А, ни В”, а в настоящее время описывается как системная HCV-инфекция) передается через зараженную кровь и препараты, половым путем и от матери к плоду.
Гепатит С может приводить к развитию хронического гепатита, завершающегося циррозом и раком печени.
Группы риска прежде всего связаны с переливаниями крови и ее препаратов, хирургическими операциями, инъекциями. Считают, что риск инфицирования вирусом гепатита С составляет при переливании крови 55 процентов, при введении наркотиков внутривенно - 20 процентов, при гемодиализе - 12 процентов, при сексуальных контактах со многими партнерами - 7 процентов (у медицинских работников - около 6 процентов). |