Ярослава Науменко
Парламентарии готовят казахстанцам неприятный подарок: законопроект “О защите прав потребителей” может этих самых прав нас с вами лишить, причем принят он должен быть в самое ближайшее время. А все потому, что сейчас некоторые крупные продавцы активно лоббируют свои собственные, отличные от наших потребителей, интересы
Как говорят свидетели закрытых слушаний в парламенте, особенно активно за скорейшее введение новых правил ратовал один известный производитель колбас. Он попросил слово и заявил во всеуслышание: “По-моему мнению, нам вообще закон о защите прав потребителей не нужен”.
По словам Артык Сейткалиевой, президента общественного объединения по защите прав потребителей “Адал” и эксперта по гражданскому праву, ни одного правозащитника чиновники не поставили в известность о готовящихся изменениях в законе. Сам закон также могут принять в любой момент, просто поставив потребителей перед фактом.
Сейчас в республике зарегистрировано почти 100 обществ по защите прав потребителей, однако жизнеспособна от силы пятая часть. В регионах они просто не выживают, в столицах пока держатся, но, возможно, скоро их число сократится.
Дело в том, что судиться с недобросовестным продавцом, доказывая свою невиновность, - довольно затратно для среднестатистического казахстанца. Одна экспертиза некондиционного товара может стоить до 15-20 тысяч тенге. Прибавьте сюда услуги хорошего адвоката и прочие судебные издержки. В итоге процесс может обойтись в 60-70 тысяч тенге. Когда человек обращается в общество защиты прав потребителей, те в большинстве случаев все расходы берут на себя. Однако суды в своих решениях не только значительно сокращают размеры понесенных обществами издержек, но и отказывают в перечислении части полученного штрафа на счет общества. Хотя это распространенная мировая практика. “Например, в России 50 процентов штрафа идет в бюджет, 50 - в организацию, - поясняет Артык Сейткалиева. - Нас же хотят заставить брать деньги с людей сразу, а потом суд уже решит, компенсировать ли человеку эти издержки. Если закон будет принят в таком виде, маленькие общественные организации закроются, а крупные будут обслуживать интересы... продавцов. Кстати, они уже сейчас озвучивают суммы для защиты интересов потребителя - от 40 до 70 тысяч тенге. Их человеку сначала нужно заплатить, и лишь потом за его дело возьмутся”.
Иными словами, картина может сложиться следующая. Вам продали бракованную вещь за 5 тысяч тенге и отказываются менять. Вы обращаетесь в общество защиты прав потребителей, где вам выставляют счет - 50 тысяч тенге предоплаты, и тогда возьмутся за ваше дело. При этом нет никаких гарантий, что суд обяжет виновника выплатить издержки пострадавшей стороне в полном объеме. В такой ситуации большинство покупателей, скорее всего, предпочтет махнуть рукой на свои потери. Мы снова вернемся в девяностые, когда нам на рынке или в магазине могли подсунуть что угодно, и управы на недобросовестных продавцов не было никакой.
Некоторые предположили, что если общества прекратят защищать интересы сограждан, вполне можно будет открыть специальный отдел при министерстве, который станет рассматривать жалобы. Но в условиях загруженности сотрудников госаппарата и невероятной бюрократии эта идея не выглядит разумной. Чиновники работают медленно, по своим правилам и регламентам, и к тому времени, когда они рассмотрят жалобу (а уйти на это может и несколько недель), ответ может уже и не понадобиться.
Есть еще один негативный момент: во многих региональных потребительских организациях сложилась порочная практика, когда их сотрудники вымогают деньги у предпринимателей в обмен на уничтожение акта проверки. Однако именно поэтому, считают эксперты, нужно часть штрафов начать отчислять в пользу обществ защиты прав потребителей. Это помогло бы организациям решать их финансовые проблемы, и злоупотребления прекратились бы. |