|
Завучи человеческих душ
О педагогической этике речь ведется уже давно и в самых разных кругах, ведь с грубостью учителей сталкивается практически каждый школьник. И количества жалоб на тех, кто должен нести “справедливое, доброе, вечное”, не становится меньше. Причин этому множество: тут и каждодневная нервная обстановка, и непростые дети, и недостаток воспитания в семье. Но есть одно “но!” - специальное образование, которое не дает никакого морального права преподавателям оскорблять достоинство своих учеников, а тем более унижать их
Вроде бы уже столько книг по педагогике написано, труды великих Макаренко и Сухомлинского показательно стоят на полках, а толку от этого мало. Как часто учителя забывают, что сегодняшней грубостью они воспитывают завтрашних хамов, равнодушных к чужому горю людей. Каждый день, каждый урок именно они становятся “таким эталоном” для своих учеников.
Конечно же, нельзя однозначно сказать, что проблема только в преподавателях школ. Примером образцового поведения могут служить учителя частных школ, лицеев, колледжей. Вот где вежливость, до приторности сладкая и липучая, которая дает вам уверенность в том, что вы самый желанный и дорогой гость в этом заведении. Но, к сожалению, такой “индивидуальный подход” не всегда становится залогом успешно вложенных знаний в многострадальные юные головы. Скорее наоборот, все чаще родители переводят своих чад из частных школ в обычные, средние, где самый обычный выпускник с дипломом специалиста по детским душам и головам старается вбить в них основы мироздания.
Вот и получается, что сегодня родители должны выбирать между душевным комфортом и полной безграмотностью, и суровыми, порой жесткими “правилами выживания” и хоть какой-то гарантией получения стандартного среднего образования, причем бесплатно. И, может быть, одним из первых шагов к решению этой проблемы стал выпуск книги 2009 года “Педагогический совет”, в которой основной темой стало обучение прежде всего руководящего состава школы, а потом уже и преподавательского этике отношений как между преподавателями, так и по отношению к ученикам.
“Педагогический совет - это не совет педагогам, а форма управления в школе. А книга - методические рекомендации, как проводить педсовет, - поясняет Светлана Исламгулова, директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г. Алматы. - В этом году мы взяли тему “Педагогический такт как важный компонент учебно-воспитательного процесса”. Почему именно эта проблема? Во-первых, это актуально всегда. Во-вторых, ее обострил, актуализировал министр образования Туймебаев, когда в ноябре прошлого года провел республиканский интерактивный педагогический совет”.
Сегодня это особенно важно, потому что общество в целом изменилось. Если раньше учитель мог позволить себе повысить голос, распустить руки, сказать обидные слова, и с этим мирились и дети, и родители, то современное общество с этим мириться не хочет, мало того, собирается отстаивать свои права на адекватную и профессиональную систему образования.
“Будучи директором школы 16 лет, я имела возможность выбора педагогического состава, и принимала на работу учителей, которые никогда не позволяли себе повысить голос, - вспоминает Светлана Константиновна. - Проработав всего месяц, я уволила учителя начальной школы, услышав несколько раз, как она разговаривает с детьми и родителями. Мало того, я сама проводила анкетирование, где просила детей написать фразы, высказанные учителями, которые им наиболее запомнились. После этого я проводила педагогический совет, нас проверяла и психологическая служба”.
Эту книгу можно назвать “обучалкой” для руководителей школ. Речь больше идет о педагогическом общении, но это не только культура речи, но и интонации, жесты, поведение - все имеет значение. Ну и, конечно, не последнее место занимает внешний вид учителя. “Я считаю, что дресс-код должен быть внутри человека, и одеваться ему следует соответственно ситуации. На 3-4 страницах в этой книге можно найти советы психологов, касающихся одежды учителя. В принципе, это прописные истины”, - говорит Светлана Константиновна.
- У нас привыкли “учить” по старинке, ссылаясь на то, что, мол, “дети по-другому не понимают”. Но если мы хотим, чтобы из стен школы вышел культурный, воспитанный, доброжелательный человек, то и относиться к нему нужно соответственно. А это значит, что в просторных школьных коридорах должны прекратить отдавать эхом грозные призывы из кабинетов “немедленно закрыть рот”, “всем замолчать” и так далее. Тогда, возможно, ученики перестанут с тоской смотреть на стены родной школы и на минутную стрелку собственных часов, давать жуткие прозвища “любимым” предметникам, которые как нельзя точно отражают их внутреннюю сущность. |