|
Юлиана Жихорь
Обсуждение проекта бюджета в парламенте всегда весьма интригующее зрелище. Депутаты ругаются с правительством, буквально выпрашивая каждую тиынку. Раньше, когда они избирались по округам, борьба разворачивалась весьма нешуточная, ибо каждый народный избранник проталкивал интересы своего округа. С момента изменения избирательной схемы пыл парламентариев поугас. Они, видимо, так и не сообразили: как это - мыслить в масштабах всей страны
В прошлых созывах мажилиса на заседания рабочих групп по обсуждению проектов бюджета собиралась практически вся палата. А зал заседаний, где собственно проходило обсуждение, порой напоминал птичий рынок: каждый депутат пытался “переторговать” другого, доказывая, что именно на его область нужны 50-100 (и далее по тексту) миллионов тенге на школу, больницу и т.д. А “сегодня мы должны рассматривать в целом программу: здравоохранения, образования...”, - напомнил коллегам мажилисмен Иван Чиркалин во время последнего заседания рабочей группы.
Как известно, в предвыборной программе и президента, и ныне правящей партии “Нур Отан” красной чертой проходило обещание: построить 100 школ и 100 больниц к 2012 году. Но пока сроки строительства не всегда совпадают с запланированными графиками. Да и финансирование периодически “урезается” на антикризисные нужды.
Парламентарии потребовали от вице-министра экономики и бюджетного планирования Лены Кармазиной дать, наконец, ответ: сколько школ-больниц уже было построено (то есть чем депутаты могут гордиться перед избирателями), а сколько еще ждет своей очереди финансирования (то есть сколько еще обещать).
Кармазина, как полагается экономисту, рассказала про партийную программу в цифрах. Она сообщила, что на будущий год предлагается заложить финансирование на объекты образования 39,8 миллиарда тенге. Из них 2,2 миллиарда - на удорожание по продолжающимся объектам, 4,5 миллиарда - на приведение в соответствие стоимости с государственной экспертизой по ПСД по продолжающимся объектам. (То есть фактически около 7 миллиардов - результат неправильных расчетов при подготовке к строительству.) Оставшаяся сумма - на продолжение строительства и новые объекты. Например, на строительство 50 детских садов.
В здравоохранении (то есть возведении 100 больниц) ситуация похожая - сплошное удорожание и приведение проектов в соответствие с ПСД. Из выделяемых на 2010-2012 годы 109 миллиардов тенге 11,4 миллиарда направлены как раз на удорожание. “Могли бы, конечно, на эти деньги несколько детских поликлиник построить. Но получилось удорожание”, - вздохнула она. Вздохнула и еще раз, когда назвала цифру, выделяемую на приведение в соответствие с ПСД, - 26 миллиардов тенге.
|
Кто о стране хорошо подумает? |
Но эти программы оказались вполне безобидными на фоне еще одного “проблемного” обещания правительства - обеспечить народ страны чистой питьевой водой. “2010-й год, по сути, является завершающим по выполнению той программы на 300 миллиардов. Половины воды нет”, - возмущался Владимир Нехорошев. И больше всего его взбудоражил тот факт, что правительство уже второй год урезает финансирование части проектов: “Уже дальше откладывать нельзя. Уговаривали в 2009 году - ну подождите. Взяли на 2010 год еще урезали. Это уже ни в какие рамки!”
“Я тоже могу много сказать”, - отрезала Кармазина. И сообщила, что по программе “Питьевые воды” недофинансировано 33 миллиарда “только из-за неготовности проектов и отсутствия необходимой документации”.
Это сообщение буквально взорвало немногочисленных депутатов в зале заседаний. И дальше начался диалог, не совсем понятный для стороннего наблюдателя, но, видимо, вполне ясный для тех, кто в теме. “Зачем вы вызываете не совсем красивый разговор! - кричал Нехорошев под шум бурной поддержки коллег. - ПСД есть, на 300 с лишним миллиардов. Как так нет ПСД? Все есть! Потому что работа-то шла!”
“Эти документы только недавно пришли”, - парировала вице-министр.
И сейчас, когда бюджет сформирован, единственный шанс продолжить программу - найти источник финансирования. Иван Чиркалин тут же предложил источник, причем сразу несколько: “Резерв правительства. Необоснованно завышенный. Еще назвать? Называю еще источники - увеличение уставного капитала фондов, всех АО с участием государства. Что, горит это? Что, год не могут подождать?”
Кстати, источник средств правительство не может найти лишь тогда, когда не хочет этого делать. Например, есть протокольное решение первого вице-премьера Умирзака Шукеева выделить дополнительно 1,3 миллиарда тенге (плюс 3 обещанных) на экстренное (до марта) завершение строительства дамбы в Астане. (Уже несколько лет в столице ожидают наводнения. “В 2009 году ожидали, но пронесло. В 2010 году - боятся”, - сообщила Кармазина). Депутаты от такой формулировки опешили: деньги выделяются без расчетов сколько воды может принять во время паводка Вячеславское водохранилище, одним росчерком пера...
После долгих препирательств дамбу решили “доработать” с МЧС: депутаты потребовали все расчеты, отказавшись с наскока соглашаться с выделением денег.
Равно как и с финансированием в 165 миллионов достройки кораблей по заказу КНБ на уральском заводе АО “Зенит”. Это частная структура, говорили депутаты, а мы ее из бюджета собираемся финансировать. В нарушение Бюджетного кодекса (самим же Минэкономики и написанным). И недоумевали: зачем тогда создавался “Самрук-Казына”, через который и должны проходить все средства на подобные цели?
В общем, вопросов по главному финансовому документу страны на ближайшие три года у парламентариев возникло немало. Они настойчиво показывали правительству, что безропотно соглашаться более не намерены. Правда, число голосов таких “сомневающихся”, как капля в море. А потому, скорее всего, правительству вскоре удастся протащить свой вариант документа через мажилис. Ибо соглашающихся, как показала практика, в законодательном органе большинство.
Астана |