Ботагоз Омар
Авиационные власти всерьез решили пересмотреть “воздушную” политику в стране. Вслед за запретом на эксплуатацию с января следующего года устаревших “советских” самолетов готовится пересмотр законодательной базы, которая сегодня не соответствует международным требованиям по безопасности полетов
Запрет на полеты казахстанских авиакомпаний над Европой, введенный Евросоюзом в июле, дает свои результаты. В августе Минтранском заявил о введении табу на эксплуатацию на территории страны самолетов советского производства “Як” и “Ан”, которое вступит в силу с 1 января следующего года. И в середине сентября внес на рассмотрение парламента два законопроекта - “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации” и “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам авиации”.
Действующее авиационное законодательство Казахстана не отвечает требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в части обеспечения контроля за состоянием безопасности полетов. Как отметил в ходе презентации в мажилисе вице-министр транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев, “с учетом разработки новых стандартов ИКАО по регулированию деятельности гражданской авиации и перехода на европейские авиационные требования из 120 статей действующих законов требуют изменения или полного пересмотра более 90 статей”.
Как сообщил вице-министр, “в соответствии с рекомендациями Совета безопасности РК ужесточен контроль за чартерными полетами казахстанских воздушных судов вне пределов воздушного пространства Казахстана. Авиакомпании будут обязаны уведомить уполномоченный орган о целях выполняемых полетов.
В предлагаемых поправках будет ужесточена и ответственность пассажиров за совершение противоправных действий на борту гражданских воздушных судов, создающих угрозу безопасности полетов. “При невыполнении пассажирами, находящимися на борту, законных требований командира судна или членов экипажа, по представлению командира, если действия данного лица (пассажира) создают угрозу безопасности полета, он будет наказываться лишением свободы сроком до двух лет”, - отметил Еркын Дюсембаев.
В соответствии с европейской практикой приведен и перечень услуг, которые перевозчик должен предложить пассажирам бесплатно при задержках рейсов. По словам вице-министра, этот шаг был предпринят на основании обращений депутатов. Кстати, народные избранники проявили наиболее живой интерес к обсуждению концепции законопроектов именно в отношении сервиса в аэропортах.
“Во-первых, узаконено наличие VIP-залов. В прогрессивном мире такого нет, правильно? Это у нас осталось от Советского Союза - депутатский зал, - возмутился депутат Алтай Тлеубердин. - В аэропортах международного значения, если человек приобрел билет бизнес-класса, он имеет право на качественное сервисное обслуживание, его кормят и поят без дополнительной оплаты. У нас взимают плату непонятно за что - за то, что проходишь через VIP-зал. Если выпьешь там кофе-чай, с тебя еще возьмут плату”.
Кроме того, депутатов беспокоили вопросы, почему в нашей стране так высока стоимость авиабилетов, что тормозит развитие туризма, из чего она складывается и как зависит от цены на ГСМ. Прозвучал и упрек в том, что в законопроектах много отсылочных норм, а потому надо четко определиться с уполномоченным органом в сфере авиации. Все эти вопросы будут подробно обсуждаться в специальных рабочих группах.
Однако многие из них еще долго будут стоять на повестке дня. Прежде всего как изыскать средства на обновление воздушных судов? В тот период, когда даже мировой рынок авиаперевозок испытывает не самые лучшие времена.
По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), экономический кризис и сокращение деловой активности в этом году приведут к суммарным потерям авиакомпаниями мира 11 миллиардов долларов.
Астана |