|
Ярослава Науменко
Немецкий писатель XVIII века Новалис заметил: “Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки”. Уже через год, в начале 2011 года, в Казахстане будет подана первая декларация о доходах, а в 2013-м отчитываться о всех своих поступлениях и расходах будут все граждане страны. Мнения по этому вопросу разделились. Одни считают меру запоздалой, другие уверены, что пора. Третьи опасаются, что из-за технических несовершенств новой системы начнется бардак и очереди в налоговой. Каждая из точек зрения, стоит отметить, вполне обоснованна. Но ведь часто за шумными обсуждениями мы не замечаем сути происходящего
Есть еще одно мнение: за призывами европеизироваться (“заплатить налоги и спать спокойно”) кроется неспособность госаппарата побороть коррупцию и теневые обороты средств внутри себя самого. До сих пор, вопреки громким официальным заявлениям, ни один высокопоставленный чиновник не показал истинной прозрачности и честности своих доходов. Записывают многомиллионное имущество на жен и прочих родственников и, не платя ни тенге налога, на удивление крепко “спят”. Известный российский экономист и политолог Михаил Делягин в одной из своих статей предлагает провести “судебное расследование российских реформ (своего рода Нюрнбергский трибунал)”.
В обязательном порядке, по мнению эксперта, нужно заставить всех политиков и чиновников, “занимавших с 1987 года должности старше заместителя начальника департамента министерства”, отчитаться о том, откуда взялись десятки квартир, машин и прочее имущество, записанное на “сестер да братьев”. “Не сумевшие отчитаться должны быть пожизненно лишены права занимать государственные должности и вести юридическую деятельность”, - такова позиция Делягина. Стоит добавить, что здесь нужно решить и вопрос с возможной конфискации имущества у “отличившихся” во времена приватизации. И хотя мера отдает революционными настроениями, иначе, уверены многие общественные деятели, злоупотребления власть имущих прекратить будет невозможно, настаивает Делягин.
Хотя, конечно, другие аналитики не столь категоричны. Владимир Ермаков, директор Алматинской ассоциации предпринимателей, считает, что всеобщее декларирование доходов надо было вводить с 1 января 2009 года вместе с введением нового Налогового кодекса.
- У нас сложилась парадоксальная ситуация. Налоговые поступления в основном осуществляют предприниматели. А ведь у нас более 30 процентов самозанятого населения, которое занимается частным извозом, торговлей... По сути, это теневой бизнес. Введение всеобщего декларирования, на мой взгляд, на треть увеличило бы поступления в республиканский бюджет, способствовало бы борьбе с коррупцией, выходу людей из теневого бизнеса. Кроме того, позволило бы снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. Ведь не секрет, что в развитых странах до 15-18 процентов поступлений в бюджет приходится на физических лиц, у нас же они составляют всего 3-4 процента.
|
Считайте деньги, храните чеки |
Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане считает, что сбор налогов повысится, но не сильно - “переход постепенный, поэтому смогут приспособиться”. Эксперт уверен, что в случае уклонения от подачи деклараций сначала будут штрафовать, а после и до административной ответственности недалеко будет. По мнению господина Шибутова, скорее всего, выяснится, что общество зарабатывает раза в два больше, чем предполагало. Нам предстоит готовиться к этому еще и морально: строже вести учет доходов и расходов и хранить все чеки. Однако даже если мы готовы морально, технически реализовать всеобщее декларирование будет сложнее.
На просьбу прокомментировать решение о “поголовном” декларировании председатель Налогового комитета Даулет Ергожин в официальном блоге ответил уклончиво: “Налоговый комитет МФ Республики Казахстан не размещал План действий по переходу ко всеобщему декларированию доходов”, а вопросы по переходу относятся к компетенции Министерства экономики и бюджетного планирования. Тем не менее доклад господина Ергожина на круглом столе в Минюсте гласит: “Несомненно, переход на всеобщее декларирование имеет ряд преимуществ, в частности, оно будет действенным инструментом по сокращению теневой экономики, а вывод доходов из “тени” поспособствует увеличению поступлений в бюджет, в целом проводимые мероприятия должны выразиться в формировании здоровой налоговой культуры”.
Доктор бизнес-администрирования, широко известный и за пределами нашей республики преподаватель и консультант по вопросам права Татьяна Иссык морально сдавать декларации готова. По словам эксперта, “вопрос в другом - надо ли это будет делать долго и мучительно, простаивая жуткие очереди в налоговой “под дулами невежества и бюрократизма”.
- Ведь у нас многие замечательные идеи чиновники могут “перевернуть” в точности до наоборот. Ведь всем известно понятие “государственные услуги”. Хотя я не буду утверждать, что это везде. Если все не будет грамотно продумано, то может получиться как в поговорке: “Хотели как лучше - получилось как всегда”. И именно вопросы бюрократизма меня тревожат больше всего, - говорит Татьяна Владимировна.
Если рассматривать вопрос всеобщего декларирования с точки зрения государственных интересов, отмечает Татьяна Иссык, то “это важно для расчета макроэкономических и иных показателей, а также для решения вопросов экономической безопасности страны”:
- Ведь ни для кого не является секретом, какая мощная часть теневого капитала сейчас “крутится” на рынке Казахстана и вытекает из него. По мнению ряда экспертов, “в 2006 году статистические органы Казахстана определяли объем теневого сектора в стране в 20-25 процентов. Независимые эксперты называли цифры в 45-50 процентов, что совпадало с оценкой международных экспертов (Как бороться с теневым бизнесом. Сауле Ахметова (база “Параграф”).
Конечно, несовершенство законодательства этому способствует. Так, по неясным причинам у нас не работают нормально товарные биржи аналогично зарубежным; государственные закупки проводятся с большими нарушениями - сколько уголовных дел возбуждается ежедневно по данным фактам?! Не ясно, почему вексель был исключен из списка “ценных бумаг” в Казахстане и так далее. Я не говорю, что все плохо или все хорошо - у любой медали две стороны. Но лазейки в законодательстве для движения теневого капитала имеют место быть, а значит, надо совершенствовать законодательство. Так что данный вопрос необходимо рассматривать комплексно, а не вырывать кусочки, требуя предоставление деклараций у населения.
Думаю, именно поэтому всеобщее декларирование до сих пор у нас и не введено, - полагает Татьяна Иссык. Ведь не только один элемент должен быть продуман. Должна быть продумана вся система в целом для решения данного вопроса и только после этого введена. И декларирование должно быть частью данной системы. |