|
Ролик за “ролекс”
Автор “НП” приобрел новый опыт - снялся в антиалкогольном социальном ролике. У ролика двойная сюжетная линия. Вариант первый: день рождения мальчика. Родители пригласили своих друзей и так радуются за сына, что напиваются в хлам. Мама, спотыкаясь, несет праздничные манты на стол... При этом ребенок выглядит невероятно потерянным и одиноким. По-настоящему о нем никто не помнит...
Второй вариант: тот же праздник, тот же мальчик, но родители дарят малышу торт, вместе задувают свечи, и лицо ребенка светится абсолютным счастьем. Ему ведь, по сути, дарят не праздничное лакомство, а драгоценное внимание. Финальный комментарий за кадром: “Употребляя алкоголь, мы забываем о детях”.
Идея вроде бы неплохая, но отчего-то на меня эти съемки навели откровенную тоску. Снимался социальный ролик на квартире у знакомой бабушки, среди состава лишь один профессиональный театральный актер. Скудно как-то и вяло все это выглядело, особенно, если сравнить с впечатляющими своим размахом российскими роликами. В них очень подробно рассказывают, как алкоголь губит каждую человеческую клетку, органы, в итоге - смерть. При этом используют спецэффекты, задействуют известных актеров, в общем, явно тратятся на хорошую картинку.
Автор же отечественного проекта возразил - мол, не все живут в элитных квартирах, да и вообще ролики, к примеру, для Каннского фестиваля, абсолютно не предназначены для потребителя. Их снимают “фирмачи” для собственной реализации. Суть, как мне объяснили профессионалы, не в бюджете, а в идее ролика. Словом, реклама призвана поразить потребителя в самое сердце, а какими методами - вопрос второй.
Вот, к примеру, когда Бахыт Килибаев снимал свои знаменитые ролики для плачевно известной трастовой компании, его задача была затронуть струнки народной души. Удалось! Секрет его успеха был в том, что после каждого ролика специально обученные люди подслушивали в очередях разговоры и в следующих клипах появлялись народные фразы вроде: “Куплю жене сапоги”.
Вот потому-то и создатели этого ролика выбрали обыкновенную квартиру, самых обычных алматинцев и самую банальную житейскую ситуацию. И все же, учитывая, насколько остро стоит для нашей страны вопрос национального пьянства, не уверена, что на социальной, антиалкогольной рекламе стоит экономить..
Есть расхожее мнение, что во всем мире профессионалы создают соцрекламу бесплатно, место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе. Цель такого типа рекламы - не только изменить отношение публики к какой-либо проблеме, но и в долгосрочной перспективе создать новые социальные ценности.
И действительно, по мнению моего собеседника, копирайтера одного из солидных рекламных агентств, в России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую. Причем сами рекламщики признают, что производство “социалки” - это показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама какого-нибудь моющего средства или лака для волос.
Увы, но почему-то у нас “социалка” до сих пор не стала “визитной карточкой” мастера. Госзаказом в Казахстане занимается кто угодно, но только не рекламные агентства. Экономя, государство не заказывает ролики у профессионалов - ограничивается силами сотрудников телерадиокомпаний. В результате чудовищно низкий уровень. В отличие от РК в России и Украине рынок соцрекламы намного более развитый - настолько, что рекламные агентства и продакшн-студии даже организовываются в ассоциации по “социальному” признаку.
Мне же кажется, что нашему государству не стоит экономить на госзаказах социальной рекламы, ведь, по сути, она является мощным инструментом формирования общественного мнения в любой проблеме. А это весьма необходимо и казахстанскому обществу, поскольку реклама способствует социальной поддержке населения.
Тем не менее пока в Казахстане на съемку хорошего ролика безалкогольного пива тратят около 100 тысяч долларов (гонорар хорошего режиссера и оператора, аренда оборудования, кастинг актеров и их гонорары, обработка материала - большая часть работ, как правило, делается за пределами страны, в Киеве или Риге). А на рекламу “социалки”, в частности, той, в которой снялся корреспондент “НП”, было потрачено около семи тысяч долларов... Маловато будет... |