|
Ярослава Науменко
Исследователи считают: только за счет специальных хозяйств, которые будут выращивать водные биоресурсы, мы сможем удовлетворить всевозрастающие потребности в рыбопродуктах. Во всех развитых странах выловленную в естественных условиях рыбу активно замещают продукцией аквакультуры. В восьмидесятых годах на нее приходилось 9 процентов всей потребляемой в мире рыбы. Сейчас в мире аквакультура дает около 70 процентов от промысла в естественных водоемах, и доля ее будет расти. Кроме того, в Казахстане есть все возможности, чтобы преуспеть в этой области
- В течение тридцати последних лет в мире произошло увеличение доли аквакультуры в 14 раз, - говорит ученый-ихтиолог Серик Тимирханов. - Еще в 70-х казалось, что океанические запасы бесконечны. А лет пятнадцать назад ученые осознали, что ресурсы все же имеют свойство заканчиваться. Нынешняя техническая оснащенность такова, что из океана можно вычерпать все без остатка.
Примерно то же самое, по словам Серика Тимирханова, произошло во внутренних водоемах нашей страны. Только к пределу мы пришли гораздо быстрее. Коммерчески ценные виды рыб (сазан и судак) у нас уже больше не выловить... Это возобновимый ресурс, но надо дать время на восстановление популяции.
- В СССР существовала своя система, которая контролировала, как сейчас принято говорить, устойчивое состояние. Система определяла, сколько и чего ловить можно, а что нельзя. Потом был период неразберихи, и в рыбном хозяйстве он закончился несколько позже, чем в других отраслях.
Казахстанское рыбоводство, по словам эксперта, с развалом Союза потеряло большую часть специалистов. В 1994 году у нас за счет аквакультуры производили 9800 тонн рыбы. Сейчас - едва ли 200-300 тонн... Однако все еще можно поправить.
- Например, Китай развивать экокультуру осетровых начал только в начале 80-х годов. По данным обзора ФАО, касающегося мирового состояния рыбного хозяйства, в 2006 году из 31 000 тонн осетровых, производимых во всем мире, Китай производил 27 000 тонн.
- Что нашей стране, помимо грамотных специалистов, нужно еще для успехов на этом поприще?
- Аквакультура - очень затратное дело. Это вода, корма, строения, люди... Как в любом сельскохозяйственном производстве, в рыбоводстве отдача появится в лучшем случае через два года, а вложить нужно много. Сейчас в республике разрабатывается госпрограмма по развитию агропромышленного комплекса, в которую будут заложены преференции для желающих заниматься аквакультурой: дотации на приобретение кормов, посадочного материала (мальки) и лечебных препаратов, на ввоз икры (не пищевой, а из которой получаются производители), лизинг на оборудование.
Благодаря этим мерам, я надеюсь, мы придем к тому, что у нас стабилизируется ситуация с естественным промыслом и будет развиваться аквакультура.
- Какие технологии сейчас наиболее перспективны?
- Например, сейчас очень популярно выращивание рыбы в установках замкнутого цикла. В специальных бассейнах через биологический фильтр прогоняют воду, где она нагревается, очищается и озонируется. Такая установка мощностью 100 тонн может стоить до 5 миллионов долларов. Сюда входят проектные разработки, оборудование, монтаж, обучение персонала. Скажем, осетровых нужно кормить минимум 5 лет, прежде чем пойдет первая продукция. Вот и представьте - чтобы вырастить 100 тонн осетрины (или любой другой рыбы), нужно в среднем 150 тонн комбикормов. Стоят они в среднем около двух долларов за килограмм. Это 300 000 долларов в год только на корма. Как в любом сельхозпроизводстве, на корма в производстве аквакультуры может приходиться до 70 процентов от стоимости производства.
Кстати, в Чиликском прудовом хозяйстве (которое существует еще с советских времен) уже смонтировали первую установку замкнутого цикла и планируют не только выращивать, но и заниматься сохранением редких видов осетровых. Совместно с Казахским НИИ рыбного хозяйства они уже выловили в Иртыше несколько производителей севрюги, будут создавать стадо, выращивать мальков и выпускать обратно.
Пример индустриального хозяйства можно было видеть на Экибастузской ГРЭС, в охладителях которой в теплой воде рыба хорошо растет.
В озерно-товарных хозяйствах рыбу вообще особо кормить не нужно, а потому расходы минимальны. Рыбу запускают, она вырастает, вылавливают ее через год-два. На небольшие озера, пригодные для этого, богаты Кокшетауская и Северо-Казахстанская области. Так что прежние 10 000 тонн в год - далеко для нас не предел.
- Действительно ли современные технологии позволяют выращивать любую рыбу в любых водоемах и любых условиях?
- Так и есть. Сейчас можно разводить почти везде практически любую рыбу. Другой вопрос, что сейчас есть множество технических воплощений этого.
Если учесть, что огромные пространства Центрального Казахстана ограниченно пригодны для животноводства, вся эта огромная площадь может стать местом для развития рыбоводства... Почему-то Казахстан считают пустынной страной, но, между прочим, республика далеко не на последнем месте в мире по площади внутренних водоемов. Каспий, Арал (пусть даже в усохшем виде), Балхаш, Алакольская система озер, Бухтарминское водохранилище и множество маленьких озер в северных областях. Центральный Казахстан, где нет постоянных источников пресной воды, имеет большие запасы подземных вод. Нужно осторожно относиться к этим богатствам (посмотрите на карту - наше государство является концевым потребителем практически всех бассейнов в регионе, и подземные воды - наш стратегический запас), но не стоит исключать их из списка возможных вариантов.
Единственный район, где могут быть ограничения на занятие аквакультурой, - это Западный Казахстан - Мангыстауская область. Потому что здесь нет поверхностных пресных вод, а подземные - горько-соленые. Зато это Средний Каспий с хорошей глубиной, где можно заниматься садковым выращиванием. И уже занимаются, но не на Каспии, хотя такое проектное предложение было. Садки крепятся на глубине, они сделаны так, что сами опускаются ниже уровня волнения (если вдруг начинается шторм). Установлен автоматический раздатчик пищи. Однако в целом по стране хозяйств пока мало, и появились они лишь благодаря энтузиастам.
Что касается кредитования на развитие аквакультуры, то банкиры пока совсем не в курсе, сколь это перспективно. Однако это не торговля, где получаешь торговую надбавку мгновенно. Зато единица “трудового усилия” в аквакультуре в настоящее время приносит больше эффекта, чем в рыболовстве. Это мировая тенденция: число рыбоводов растет медленнее, чем производство продукции. Что еще интересно: сейчас во всех развитых странах ударными темпами растет доля прибыли от любительского рыболовства. На 70 тонн промысловой рыбы приходится 50 тонн пойманной просто на удочку. Люди готовы платить за то, чтобы прийти на озера и хорошо порыбачить.
С нашими ресурсами мы можем круглый год кормить вкусной и полезной рыбой не только 16 миллионов своего населения, но и продавать соседям. Наш рынок сбыта - от Урала до Байкала и от Северного Ледовитого до Ирана, это сто миллионов человек... |