|
Юлиана Жихорь
В конце прошлой недели Актау стал местом притяжения эконом-технологов из 20 стран мира. На Международном форуме решали, как можно “напрячь” бизнес работать на государство без экономических последствий для рынка
На форум “Государственно-частное партнерство: развитие местной инфраструктуры” съехались более 300 человек. Причем разделение по государственной принадлежности к странам СНГ и дальнему зарубежью было фактически одинаковым. Мэры постсоветских городов приехали поучиться, а представители Европы, Азии и Америки - поучить. И, надо сказать, к концу мероприятия обе стороны остались полностью удовлетворенными.
Самой важной персоной дня оказался мэр Москвы, он же глава Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Юрий Лужков. Побывав только на открытии форума, он тем не менее задал тон всему заседанию. “ГЧП - это новое массовое явление новой формации капитализма”, - заявил Лужков. И в подтверждение своих слов сообщил, что “в Москве государственно-частное партнерство нашло широкое развитие и врастание в городскую экономическую и финансовую систему. Практика так основательно укрепилась в философии городской деятельности, что невозможно найти сферы, когда город в одиночку, без привлечения крупного, среднего и малого бизнеса, решает свои дела”.
В Казахстане ГЧП пока только начинает становление. Хотя в настоящее время уже реализуется 7 крупных проектов, еще несколько готовится к реализации. “В Центрально-Азиатском регионе Казахстан является пионером в продвижении и реализации проектов ГЧП”, - констатировал директор представительства АБР в Республике Казахстан Стивен Вермерт. Кстати, международные организации, такие, как Европейская экономическая комиссия ООН и Европейский банк реконструкции и развития, уже возлагают на Астану большие надежды в части помощи в развитии ГЧП соседним странам. Например, заместитель директора отдела экономического сотрудничества и интеграции ЕЭК ООН Джеффри Гамильтон откровенно признался главе казахстанского центра ГЧП Болату Смагулову в заинтересованности “посильно помогать в реализации проектов на основе государственно-частного партнерства в других странах Центральной Азии”: “Вы первая страна в вашем регионе, где началась реализация концессионных проектов, где создан центр ГЧП. Вы активно работаете над совершенствованием законодательства в этой области”.
Смагулов дипломатично намекнул: мол, нам бы самим активизироваться в этой области. Благо размер поля для подобной активизации - немереный. В концепции по модернизации коммунальной сферы оговаривается: модернизировать будем с помощью ГЧП. Но как это сделать - пока не ясно. Как констатировал глава Минэкономики Бахыт Султанов, “с точки зрения реализации проекты по водоснабжению и канализации, теплоснабжению и электрификации городов более трудные”.
Зато, подбодрил министра Джеффри Гамильтон, от них отдача больше. “Небольшие проекты вносят больший вклад в обеспечение стабильного благосостояния, чем те мегапроекты, которые имеют высокие затраты и низкий уровень добавленной стоимости в плане решения социальных вопросов, - говорилось в его докладе. - Их сложно реализовать на муниципальном уровне, где уровень доходов и опыта находится на низком уровне”.
Однако он резонно заметил, что сегодня в Казахстане муниципальные власти имеют слабое представление о ГЧП, о том, каковы риски и каковы выгоды.
А именно это и является главным условием добротного контракта на основе механизма государственно-частного партнерства. Лишь в этом случае будут исполнены пожелания обеих сторон. “Правительство ожидает минимальных рисков, обеспечения социальных выгод и контроля процесса тендера и расходов в ходе осуществления проектов. Частный сектор желает четкой, надежной приверженности правительства в осуществлении реформ, адекватной законодательной среды, сильных контрактов вне зависимости от государства, прозрачности, получения преференций и защиты от рисков, - учил коллег директор департамента консультативных услуг Международной финансовой корпорации по организации инфраструктуры в мире Лоуренс Картер. - Поэтому главная задача - сбалансировать интересы как государства, так и частного сектора, потребителей, инвесторов и людей, предоставляющих активы в аренду. Арендаторы являются важным элементом. Они (владельцы) предоставляют значительную часть финансирования”.
Так, увлекшись рассказами о классических механизмах ГЧП и их трансформации в частных случаях, мэры городов и представители международных организаций почти на 2 часа “передержали” положенное для мероприятия время. Во второй половине дня про регламент (5 минут на выступление) уже никто и не вспоминал: выступающие увлекались, а их и не прерывали, с интересом слушая советы.
И, судя по первым результатам, не зря. Председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов, побывав на форуме в Актау, по возвращении тут же поставил подчиненным задачи: “Для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства в Севастополе нужно привлекать инвестиционные вложения, в любом случае это частные деньги, городские и государственные бюджетные средства, при этом изменив структуру формирования доходной части местного бюджета, которая бы позволяла оставлять в городе больше средств на улучшение состояния ЖКХ”. Он также дал задание изучить “более детально опыт по государственно-частному партнерству, связанному с развитием местной инфраструктуры, о котором шла речь на международном форуме, организованном правительством Республики Казахстан и Международной ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ)”. Кстати, в Севастополе также собираются “скрупулезно изучить” опыт внедрения специальной экономической зоны казахского города Актау, особенно по привлечению инвестиций и системе налогообложения.
Пока одни мэры учились модернизировать свою коммуналку без серьезных бюджетных капвложений, другие отмечали пополнение своих рядов: на форуме областной центр ЗКО Уральск был признан крупным городом и принят в Международную ассамблею столиц и крупных городов.
Астана - Актау - Астана |