|
Константин Маскаев
Во вторник прошла традиционная отчетная встреча акима Алматы Имангали Тасмагамбетова с общественностью города
2005 год прошел в Алматы под знаком реализации программ благоустройства города. В 2006 и 2007 годах решались вопросы модернизации энергетики и снижения транспортной нагрузки.
В Алматы сосредоточена большая часть финансового, интеллектуального, технического, культурного и гуманитарного потенциала. Именно здесь рождаются инициативы и вырабатываются программы государственного значения. К таким относятся и создание финансового центра, и развитие индустриально-инновационного сектора, и реализация транспортной стратегии, которая сделает Алматы развитым транспортным узлом.
Важнейшей задачей определено создание современного аэропорта, метрополитена и скоростного малого транспортного кольца, соединяющего ряд основных магистралей города. Сегодня в городе 11 развязок, пробиты три улицы, отремонтировано 630 километров дорог. Логической составляющей транспортной стратегии города станет БАКАД - Большая Алматинская кольцевая автодорога, которая решит вопрос следования транзитного транспорта. Основные работы начнутся в этом году.
В 2007 году в городе приступили к расширению пропускной способности международного аэропорта. Завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы класса Б3 протяженностью 4,5 километра и стоимостью 60 миллионов долларов. Идет монтаж и наладка навигационного оборудования. Срок сдачи - март текущего года.
Продолжается строительство международного терминала. Грузовой хаб в аэропорту Алматы должен стать крупнейшим оптовым транзитным складом товаров для рынка всего Центрально-Азиатского региона и станет дополнительным мощным импульсом для развития экономики города и страны.
Первую очередь метро обещают открыть в 2009 году.
В минувшем году сдан первый объект республиканского финансового центра. Предстоит завершить строительство еще трех зданий, которые обещают сдать в мае. Параллельно будет запущен второй этап, в ходе которого будет начато строительство 13 объектов. Программа развития РФЦ, рассчитанная до 2014 года, предусматривает ввод 80 зданий общей площадью 3 миллиона квадратных метров.
Другая инициатива акимата, которая имеет республиканское значение, касается экологического подхода к основным источникам загрязнения в крупных городах. Акимат Алматы не первый год обращается в правительство и парламент с инициативой по изменению экологического законодательства. Например, о введении ограничения на ввоз автомобилей сроком эксплуатации свыше 7 лет за счет увеличения ввозных пошлин.
За три последних года в Алматы построено 5 школ и пристроек, 2 детских садика, 3 объекта здравоохранения. Что, впрочем, не густо для такого перенаселенного города. Внедрена система горячего питания в общеобразовательных школах с 1-го по 4-й класс, что привело к снижению ряда заболеваний. В то же время акимат беспокоит рост численности детей, страдающих от ожирения (20 процентов за год). Как следствие - увеличение заболеваний сахарным диабетом. Причина - в неправильном питании и употреблении сладких напитков, чипсов, шоколадных батонов, в обилии содержащих сахар, искусственные красители и заменители. Акимат принял решение с 1 марта убрать из школ автоматы по продаже этих продуктов.
За последние два года начата работа по созданию археологического парка “Боралдайские сакские курганы” и музейного комплекса “Алматы - 1000 лет” на территории памятника бывшей Верненской крепости, проводится реставрация бывшего Верненского женского приюта. В этом году это здание обещают представить алматинцам в первозданном виде.
2008 год назван в Алматы Годом социального развития. Бюджет города на этот год за вычетом отчислений налогов и изъятий в республиканский бюджет составит более 182 миллиардов тенге. Затраты на социальную сферу составят 44 процента (53,7 миллиарда) от общего показателя расходной части без республиканских трансфертов.
Более 25 миллиардов будут направлены в сферу образования, более 23 миллиардов - на здравоохранение, порядка 4,5 миллиарда тенге - на социальную защиту населения. В этом году акимат обещает начать строительство 11 общеобразовательных школ, 5 из которых в присоединенных микрорайонах, 7 детских садов.
За счет инвестиций реализуется проект по реконструкции и развитию горнолыжного курорта “Медеу - Шымбулак”. Этот проект призван не только стать мощной индустрией по предоставлению спортивных и туристических услуг на международном уровне, но и сформировать высокий имидж центра международного туризма в Казахстане. Стоимость проекта составляет 1 миллиард 370 миллионов долларов.
Комплекс строят к 2011 году - началу VII зимних Азиатских игр, которые пройдут в Алматы и Астане.
Кстати
В ходе встречи мы пытались задать свой вопрос городским властям, но за потоком многочисленных личных жалоб граждан к акиму, это не позволило сделать ограничение по времени. Поэтому мы делаем это со страниц газеты. Вопрос касается практики АПК и других коммунальных служб. Не согласен ли аким с не раз обозначаемой нами позицией, что деятельность коммунальных монополистов, например, АПК, влияет на инфляционные процессы в государстве? Известно, что АПК - естественный монополист по поставке энергии и тепла в южной столице. Число клиентов АПК день ото дня растет - вместе с появлением новых городских объектов. А известно, что для подключения к системе энергоснабжения необходимо заплатить немалые деньги, которые владельцы объектов (а это, как правило, банки, магазины, производственные и жилые комплексы и др.) стремятся с лихвой компенсировать за счет стоимости того же жилья, товаров и услуг. Повышение стоимости недвижимости стимулирует рост цен и в других сферах жизни граждан. Не исключение, кстати, растущие тарифы того же АПК. Так замыкается круг.
С этим связан наш второй вопрос. С ростом цен увеличиваются и финансовые поступления на счет АПК. Однако это не сказывается на качестве услуг, предоставляемых монополистом. Напротив, мощностей АПК едва ли хватает для того, чтобы удовлетворить потребности города. Известный аргумент о ветхости сетей и изношенности оборудования, на который ссылается компания, служит сомнительным доводом. И, тем не менее, городские власти не считают нужным ставить вопрос о состоятельности такого поставщика-монополиста и его “профпригодности”. О банкротстве его, в конце концов. Или мы не обладаем соответствующей информацией? Например, что такой вопрос уже поставлен. рассматривает ли акимат Алматы возможность приглашения в сферу энергообеспечения города альтернативных операторов и создания конкурентной среды на этом рынке? Ждем ответа.
*Городу и Миру |