Юлиана Жихорь
В среду на пленарном заседании мажилиса депутатом Серикжаном Мукашевым был направлен депутатский запрос на имя премьер-министра страны по проблемам коммунального сектора, увы, типичным для всей республики. В интервью “НП” народный избранник комментирует суть проблемы
- Серикжан Шайзадаевич, коммунальные проблемы у нас в стране, образно говоря, вечны. Почему Вы обратили на них внимание именно сегодня?
- В недавнем Послании народу Казахстана глава государства сказал: “Учитывая, что инфляция, усугубляемая давлением со стороны глобальных экономических процессов, нарастает, требуется принятие продуманных и адекватных действий со стороны правительства”. Одним из таких действий является озвученное премьер-министром решение о том, что тарифы в первом квартале текущего года подниматься не будут.
Однако правительству хорошо известна ситуация, складывающаяся на протяжении многих лет в энергоснабжении Западно-Казахстанской и Актюбинской областей. Часть электроэнергии в области поставляется из Российской Федерации. За период с 2002 по 2008 год цена на электроэнергию выросла в 3,3 раза и давно уже стала “неподъемной” для большинства населения области. Выход здесь один - местные власти должны дотировать рост цен.
Еще более сложная ситуация складывается на многих коммунальных предприятиях, ведомственных котельных и маломощных частных коммунальных предприятиях, что особенно характерно для районного звена и сельских территорий. В свое время передача их в частную собственность во многом стимулировала сохранение и дальнейшее развитие этих объектов. Государство за счет жестких реформ в коммунальной сфере сумело привить всем группам потребителей привычку платить за потребляемые коммунальные услуги. Но сегодня при фактическом сборе оплаты коммунальными предприятиями на уровне около 100 процентов дальнейшее их развитие под вопросом.
Одна из проблем - обеспечение жидким и твердым топливом малых и локальных котельных. Например, в городе Жем Актюбинской области, который относится к разряду депрессивных малых городов, местные коммунальные котельные обеспечивают теплом как бюджетные предприятия городка, так и ряд многоэтажных жилых домов. Закон, безусловно, обязывает местную власть обеспечить бюджетные объекты необходимым количеством топлива и запрещает это делать в отношении частного жилого фонда. Но при этом мощность котельных рассчитана на всю группу потребителей и топить ее только для бюджетников невозможно чисто технологически. Действующие тарифы на тепло даже при стопроцентном сборе платежей не покрывают и 50 процентов затрат предприятия, так как были введены в 2004 году, а за данный период только рост цен на дизтопливо составил более чем 30 процентов, не считая роста стоимости на все материалы и услуги. Увеличение тарифов до расчетных, покрывающих затраты на покупку топлива и материалов, либо отсечение жилого фонда от отопления неизбежно вызовет рост социальной напряженности в депрессивной, с низкими доходами населения местности.
К сожалению, аналогичная ситуация существует во многих областях республики.
- Получается “вилка”. С одной стороны, нельзя поднимать тарифы из-за угрозы роста социальной напряженности. С другой - коммунальные предприятия в ближайшее время могут остановиться по причине банкротства?
- Совершенно верно. Еще одна проблема, встающая перед региональными акиматами - это вопросы эксплуатации жилого фонда. В процессе бурного развития экономик регионов износ сетей, физический и моральный износ жилого фонда становится в некоторых регионах системным и даже визуально абсолютно неприглядным.
В ряде областных центров нарядными, сверкающими и благополучными выглядят только фасады домов и строений, расположенных на центральных улицах. Стоит удалиться от центра, становишься свидетелем ржавых, развороченных труб, коммуникаций, обветшалых фасадов домов.
Состояние же аварийного и ветхого жилья вызывает особую озабоченность. Как правило, жильцы данных домов не в состоянии самостоятельно профинансировать ремонтные работы. Существующее законодательство позволяет принимать действенные меры по их финансированию местной исполнительной властью лишь в случае чрезвычайной ситуации. Но ведь многие из этих домов можно было бы вернуть в эксплуатационное состояние еще в предаварийный период.
- Какие меры для решения этих проблем, по Вашему мнению, следует предпринять на правительственном уровне?
- Сейчас началась работа над новым Бюджетным кодексом. До тех же пор, я считаю, можно ввести в единую бюджетную классификацию программы, которые позволили бы областным и районным бюджетам, исходя из местных условий, дотировать убытки государственных коммунальных предприятий с целью сохранения для населения существующих тарифов и финансировать срочный капитальный ремонт ветхого и аварийного жилья. Безусловно, программы эти должны быть временными. Именно с этим предложением я и обратился к премьер-министру.
Убежден, что подобное решение позволит без внесения существенных изменений в законодательство, без проведения длительных юридических процедур принять действенные меры по стабилизации роста тарифов, как основного фактора, разгоняющего инфляцию.
Астана |