ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сокровища Тарбагатая Исследования

Алан Байтенов
Продолжая исследования в рамках программы “Культурное наследие”, автор материала этим летом побывал в некоторых наиболее интересных местах хребта Тарбагатай, что находится в ВКО на границе с Китаем. Горы Тарбагатая помнят историю народов, сменявших друг друга на территории Казахстана. Это хунну, древние тюрки, карлуки, кимаки, монголы, джунгары и, конечно же, средневековые племена, впоследствии вошедшие в казахский этнос, - найманы, кыпчаки. Все они, естественно, оставили что-то после себя. Некоторые уникальные артефакты были обнаружены нашей экспедицией

alt
“Владения” Тарбагатая усеяны свидетелями древних культур. Наиболее ранние из них - это курганы и петроглифы (наскальные рисунки) эпохи бронзы. Именно наскальные рисунки наиболее наглядно отражают всю историю от эпохи бронзы (а может, и раньше) до современности: четко выделяются рисунки сакского времени и древних тюрков.
Стилистика каждого периода имеет свои особенности, например, древние тюрки часто рисовали рога оленя в виде “елки”, а излюбленной темой скифо-сакского времени было изображение оленей с поджатыми ногами в позе “летящий галоп”.
Наша экспедиция обнаружила несколько уникальных полотен, так называемых “Танбалы тас”, на которых рисунки не менее трех-четырех тысячелетий наслаивались друг на друга. Ученые называют это явление “палимпсест”. Наскальные рисунки дошли до наших дней в лучшем виде, чем другие памятники старины: курганы, каменные изваяния, города. Поэтому они являются ценным источником информации и заслуживают пристального внимания современных исследователей.
Тем не менее нашей экспедицией было обнаружено несколько каменных изваяний, что уже само по себе является большой удачей, поскольку большинство из них безвозвратно утрачено. Наиболее ценной находкой явился обломок каменного изваяния с изображением мужчины в трехрогом головном уборе (тиара - корона). Сохранилась часть лица с глазами, носом, ртом, закрученными усами (признак стиля древнетюркского мастера) и, что очень важно, с центральным рогом тиары. Это сразу вызвало ассоциации с каноническими трехрогими головными уборами, аналогичными короне древнетюркского божества Умай.
Эта находка особенно ценна, учитывая то, что подобного рода изваяния весьма редки. Пока что в Казахстане их найдено всего несколько штук. Причем наиболее ранним считается изображение Умай в трехрогом головном уборе на кудыргинском валуне (Алтай). Возможно, это изображение Умай относится к V веку н.э. Ориентировочная датировка нашего - VI-VII века н.э. Кстати, случайный хозяин раритета, не зная истинной ценности, все-таки сохранил его.
Продолжая путешествие по Тарбагатаю, мы наткнулись на загадочные каменные круглые плиты. По всей видимости, это своеобразные жертвенники. На одном из двух обнаруженных нами выгравирован особый знак, напоминающий “Y”. Учитывая непосредственную близость древнего некрополя, а также священного (лечебного) источника Шыпалыбулак, можно с большей вероятностью предположить, что это был древнетюркский жертвенник.
Вполне возможно, что на камне проводили поминальные обряды. Это тем более вероятно, поскольку знак на этом камне совпадает с древнетюркской буквой “С” рунического алфавита. Учитывая, что огласовки в большинстве случаев не отражались письменно, знак означал слово “ас”, то есть поминальная пища. Кстати, знаток тюркской филологии профессор Алтай Аманжолов, не возражая против нашей версии, предположил, что это может быть также и буква “Л”. Тогда слово обозначает народ, то есть по-тюркски “эль”.
Были найдены каменные изваяния и более позднего времени - кимакские. Ориентировочно датируемые IX-X веками. Характерной чертой этих рядом стоящих изваяний является то, что они двумя руками удерживают на уровне живота сосуд со священным напитком. У древнетюркских изваяний положение рук иное. Эти скульптуры мужчины и женщины обладают реалистично проработанными половыми признаками.
alt
Каменные изваяния с явными половыми признаками
Такая особенность характерна для скульптур только нашего региона, поскольку на половецких каменных изваяниях южнорусских степей и Восточной Европы всегда изображалась одежда.
Судя по композиционной законченности этих изваяний, камнерезное искусство Тарбагатая прошло уже значительный путь развития.
Кимаки были не только кочевниками, но, судя по средневековым источникам, они имели и большое количество городов, располагавшихся на трассе Шелкового пути в Верхнем Прииртышье, в частности в Алакольской котловине.
Как раз один из средневековых городов был осмотрен нами. Он располагается к югу от Тарбагатая, в 30-40 километрах от озера Алаколь. Вполне возможно, что в этом городе и находился хакан (царь) кимаков, так как источники указывают на расположение кимакской столицы в Алакольской котловине.
Этот город здесь не единственный, так как, по сообщениям местных краеведов, неподалеку - в песках около реки Эмель - было и другое городище, ныне разрушенное. До сих пор местные жители находят на этом месте множество артефактов того времени.
В конце нашего вводного рассказа о первой части экспедиции расскажем об одном открытом нами позднем памятнике - мавзолее Мухамеджана (1925 г.). Особенностью этого мавзолея является использование обожженного кирпича наряду с сырцовым. По словам начальника экспедиции доктора архитектуры, профессора КазГАСА Эскандера Байтенова, несмотря на широкое распространение обожженного кирпича в архитектуре городов Восточного Казахстана, казахское народное зодчество использовало исключительно сырцовый кирпич. Это является характерной особенностью региона. Степные мавзолеи, мечети, зимовки - все сооружалось без обожженного кирпича. До сих пор в Восточном Казахстане был известен лишь один мавзолей, где в облицовке был использован обожженный кирпич, - мавзолей Зейнуллы, построенный знаменитым казахским мастером Баязитом Сатпаевым. Наша находка расширяет познания относительно народного зодчества.
Каждое из наших открытий уникально. Однако завершилась только первая часть экспедиции. Второе путешествие будет посвящено исследованию труднодоступных районов северного склона Тарбагатая и окрестностей озера Маркаколь. Подробно об этих и будущих открытиях мы расскажем в следующих номерах.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение