|
Анна Шелепова
В южной столице состоялся традиционный форум по школьному образованию. Пока чиновники отчитывались по итогам прошлого учебного года и определяли задачи предстоящего, директора гимназий и школ выступали с креативными идеями, как, например, ввести в школьную программу изучение китайского
Сегодня в алматинских школах учатся около 300 тысяч школьников. Но одним из актуальных вопросов остается дошкольное образование. После того, как в 90-е годы детские сады перешли в частную собственность (в зданиях стали открываться офисы и магазины...), дефицит мест сохранился до сих пор. Тем не менее, за последние 20 лет впервые построены четыре новых детских сада - на 480 мест. Между тем возвращено в коммунальную собственность еще четыре сада. Эти меры, увы, не спасли ситуацию: 24,5 тысячи детей стоят в очереди на место в детский сад.
В 2008-2009 годах в Алматы построены три новые школы - на 1200 мест каждая - в микрорайонах “Кулагер”, “Калкаман”, “Улжан”. Кроме того, возведены пристройки к зданиям школ. Это позволило немного сократить дефицит ученических мест до 11 тысяч. Для решения вопроса обеспечения педагогов жильем за те же годы акиматом города выделено 45 муниципальных квартир, а также 445 - в рамках Государственной программы развития жилищного строительства.
Министр образования и науки Жансеит Туймебаев сообщил, что в этом учебном году в школах республики будут введены три дополнительных предмета: основы финансовой грамотности, основы религиоведения и курсы вождения.
По его словам, новшества продиктованы велением времени. “Поскольку мы живем по законам рыночной экономики, то наши дети должны знать азы финансовой грамотности. Этот предмет будет преподаваться в школах с 4-го по 11-й класс, проходить он будет в форме факультативных занятий. Что касается основ религиоведения, то новый предмет будет преподаваться начиная с 9-го класса. На него отводится 34 учебных часа в год (один урок в неделю)”.
С интересным предложением к министру обратилась директор гимназии №105 Карлыгаш Адибаева. По ее мнению, современные школьники уже начинают задумываться о своем будущем, и пора вводить в школьную программу китайский язык.
“К примеру, перевести текст с английского на русский стоит тысячу тенге. Тот же объем с китайского - пять тысяч тенге. Многие дети и их родители за то, чтобы в школах изучали китайский. Мы подготовили кабинет китайского языка. Пригласили преподавателей - носителей языка. С этого учебного года будем обучать”.
На совещании было отмечено, что школьники из русскоязычных школ показали слабые результаты по владению казахским языком. Вот что по этому поводу думает наша собеседница: “Не устану повторять этот пример: Пушкин в Царскосельском лицее изучал греческий, латынь, французский... Терпеть не мог учить немецкий. Дело было в учителе...
Я считаю, что все зависит от личности учителя. Беда в том, что если мы повесили вывески на казахском по городу, то думаем, что все знают язык... ничего подобного. Предмет должен быть интересным школьнику, нужно менять саму методику преподавания казахского. Есть, к примеру, турецкая методика, английская. Нужно использовать аналогичные методики, чтобы заинтересовать ребенка.
В преддверии школьного сезона корреспондент “НП” поинтересовался актуальной темой школьных поборов. Вот как это прокомментировала нам Карлыгаш Адибаева: “Во все времена строительство школ и мечетей было святым делом. Родители должны помогать школам, а иначе мы не выживем. Вопрос в том, что все должно быть прозрачно”.
При этом, по данным министра, за последние два года государственные затраты на одного обучающегося увеличились в 2,1 раза, профессиональных лицеев - в 2 раза. Одна из серьезных проблем, отмеченная министром, - непосещение школ детьми из неблагополучных семей. Более 19 тысяч несовершеннолетних поставлены на учет в полиции, снижается возрастной ценз детей, употребляющих алкоголь и наркотики.
Среди задач, поставленных на будущий учебный год, - решение проблем по сокращению дефицита в организациях образования, в частности, строительство семи детских садов, открытие 2 школ в микрорайоне “Айгерим” и в районе “Пятилетка Турксиба” по программе “100 школ, 100 больниц”. А также строительство шести школ, в том числе двух интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Впервые за 20 лет планируется строительство профессионального лицея на 720 мест. |